Артисты и музыканты

Санжаева Цыпилма

  • Заслуженная артистка Бурятской АССР
  • Актриса Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр» с 1976 года
Цыпилма Шагдаровна Санжаева окончила театральное отделение культурно-просветительного училища и в декабре 1976 года вместе со своими однокурсницами Тамарой Цымпиловой и Цымжидмой Жигжитовой была принята в национальную группу театра кукол «Ульгэр». С энтузиазмом и молодым задором взялись за репетицию спектакля «Ангаахай» («Гусенок») Н. Гернет. Главным режиссером театра был В.П. Ральчук, очередным режиссером — Н.Л. Дагбаева. Уже работала актриса С. Бабуева, ныне народная артистка Бурятии Светлана Жамбаловна Бунеева.
В январе 1977 года куклы на сцене театра впервые заговорили на бурятском, и у них, четырех артисток, начались первые гастроли. Своего зрительного зала не было, приходилось круглогодично гастролировать по республике, соседним областям, Усть-Ордынскому и Агинскому округам. После очередной постановки нового спектакля с чемоданами и декорациями они снова отправлялись в путь.
Бурятская группа играла и в спектаклях на русском языке. Помимо спектаклей в репертуар включалась концертная программа для взрослых, где в каждом колхозе, каждому передовику они посвящали свои песни, танцы, сценки и кукольные номера.
Вот как вспоминает то время сама артистка, Цыпилма Санжаева:
«Мы были энтузиастами и очень любили свою профессию. На гастроли ездили в автобусах, на поездах, иногда приходилось на перекладных и даже на молоковозе, грузовой машине, лишь бы вовремя успеть на спектакль. На самолетах летали в Тункинский и Окинский районы, так как другой связи летом не было. Вспоминается случай, произошедший ранней весной. Чтобы попасть в село Улан-Ока, нужно было преодолеть горную реку, и мы, по два человека с сопровождающим, переплывали ее на резиновой лодке, для устойчивости положив поперек длинный чемодан. Быстрое течение, мимо неслись льдины, даже ступить на дно лодки было страшно, и мы для бодрости громко пели „Варшавянку“. Дети были несказанно рады увидеть наш спектакль, настоящих „живых“ кукол, которые разговаривают с ними, которых можно потрогать, поздороваться за руки.
О театре остались самые светлые воспоминания, воспоминания о нашей молодости. Все было впервые: первые роли, первые гастроли, первая комсомольско-молодежная свадьба. Здесь я встретила своего будущего мужа Константина Прокопьева, который с 1970 года работал звукооператором. Кроме света и музыки, он профессионально выполнял все работы по установке декораций, кулис в гастрольном варианте. Он объездил весь Дальний Восток, Якутию, Сахалин, Туву и бурятский участок БАМа.
Наша любовь к профессии, родному театру, передалась и дочери Екатерине, которая сейчас работает художником-бутафором театра»
. (Из книги Н.А. Гончиковой «Кукольный театр Бурятии: история продолжается», Улан-Удэ, 2007)