Артисты и музыканты

Петрова Надежда

Петрова Надежда
  • Народная артистка РСФСР (1959)
  • Почётный гражданин Республики Бурятия
  • Награждена орденом Трудового Красного Знамени
Надежда Казаковна Петрова родилась в семье потомственных крестьян-скотоводов. В далёкие тридцатые годы окончила театральное отделение театрально-музыкального техникума и в 1939-1948 годах стала солисткой Бурятского музыкально-драматического театра. И затем продолжила работу в театре в 1954-1969 годах после окончания Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (педагог Т.А. Докукина). Певица была первой исполнительницей ряда партий в бурятских операх.
В судьбе Надежды Казаковны Петровой отразилась история становления национальной вокальной школы и бурятского музыкального театра. Через всю жизнь пронесет Н.К. Петрова воспоминания о том времени, когда национальное профессиональное искусство делало первые шаги.
Всё тогда было впервые, как и первая декада бурят-монгольского искусства и литературы в Москве в 1940 году, где 22-летняя певица исполнила ведущие партии в первой бурятской опере «Энхэ-Булат батор» Маркиана Фролова и музыкальной драме «Баир» П. Берлинского и Б. Ямпилова.
«Петрова — одна из талантливейших молодых певиц театра. У неё великолепное лирическое сопрано большой звучности... Голос Н. Петровой сулит ей прекрасное будущее оперной актрисы» (московская газета «Театральная неделя», 1940 год).

В годы Великой Отечественной войны с концертной бригадой Надежда Петрова выступала на Белорусском фронте, не жалея сил, энергии и таланта, под звуки канонады исполняла любимые народом песни и арии из опер.
Маргарита в «Фаусте» Гуно, Антонида в опере Глинки «Иван Сусанин», Марфа в «Царской невесте» и Снегурочка в одноименной опере Римского-Корсакова, Татьяна в «Евгении Онегине» и Иоланта в одноименной опере Чайковского — эти и другие образы, созданные за тридцать лет работы на оперной сцене, запоминались слушателями надолго.
Замечательным был и концертный репертуар Н.К. Петровой.
Необыкновенный голос бурятской певицы звучал в столице и на второй декаде. С ним были знакомы слушатели не только Москвы и Ленинграда, но и Киева и Ташкента, Якутска и Улан-Батора.
С 1970 года, в течение трёх десятилетий, Надежда Казаковна Петрова вела класс сольного пения в Улан-Удэнском музыкальном колледже. Её выпускницы — гордость вокального искусства Бурятии. Галина и Татьяна Шойдагбаевы, Валентина Цыдыпова, Ольга Аюрова, Туяна Дамдинжапова, Эржена Базарсадаева, Эржена Цыденжапова и другие....

Таким был репертуар народной артистки РСФСР Надежды Казаковны Петровой:
  • Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
  • Антонида («Иван Сусанин» М. Глинки)
  • Иоланта («Иоланта» П. Чайковского)
  • Снегурочка («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
  • Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского)
  • Мадам Баттерфляй («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
  • Маргарита («Фауст» Ш. Гуно)
  • Валентина («Весёлая вдова» Ф. Легара) 
  • Арюн Гохон («Энхэ-Булат батор» М. Фролова)
  • Нансалма («У истока родника» Б. Ямпилова)
  • Таня («Таня» Г. Крейтнера)
  • Номин («Побратимы» Д. Аюшеева, Б. Майзеля)
  • Ная («На Байкале» Л. Книппера)