Артисты и музыканты

Бадмаев Цыден-Еши

Бадмаев Цыден-Еши
  • Народный артист Бурятской АССР (1973)
  • Лауреат международного конкурса III Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Берлин, 1951)
  • Дважды награждён орденом Трудового Красного Знамени
  • Первый бурятский классический танцовщик лирического плана
    
«Цыден-Еши Бадмаев первым из бурятских танцовщиков создал образы героев балетного театра, образы глубоко человечные, жизненные, гуманные; первым познакомил бурятского зрителя с мужским классическим танцем. Особенно хорош он в классических адажио и вариациях» (И.М. Хабаева, «Артисты бурятского балета»,  1959 г.).
Если просмотреть репертуар балетных спектаклей с 1943 года и список исполнителей главных ролей в них, то всюду мы увидим фамилию Бадмаева, ведущего солиста балета театра: 1943 г. – «Бахчисарайский фонтан» - Вацлав; 1944 г. – «Тщетная предосторожность» - Колен; 1947 г. – «Корсар» - Конрад; 1948 г. – «Лебединое озеро» - Зигфрид; 1949 г. – «Штраусиана» - Поэт; 1949 г. – «Коппелия» - Франц; 1953 г. – «Лауренсия» - Фрондосо; 1954 г. – «Эсмеральда» - Феб де Шатопер; 1955 г. – «Шурале» - Батыр; 1956 г. – «Свет над долиной» - Евгений; 1957 г. – «Спящая красавица» - принц Дезире; 1958 г. – «Жизель» - Альберт; 1958 г. – «Во имя любви» - Зоригто; 1959 г. – «Красавица ангара» - Енисей.

    Танцевать ему нравилось уже в детстве. Подростком участвовал в художественной самодеятельности клуба им. Серова.  Здесь его и заметил балетмейстер Михаил Сергеевич Арсеньев, москвич, приехавший в Улан-Удэ в 1937 году, уже имея  балетмейстерский стаж. Когда в 1939-м в Бурят-Монгольском музыкально-драматическом театре была создана балетная труппа, среди самых первых, вместе с Т. Гергесовой, А. Тогоноевой, С. Очировым, Ф. Ивановым - выпускниками драматического отделения техникума искусств,  и пришедшими из самодеятельности В. Преловским, Н. Кондрашкиным, Е. Баргуевой, С. Доржиевым, И. Бадмажаповым, был и семнадцатилетний Цыден-Еши Бадмаев.

         В 1940 году талантливый танцовщик  был включён в состав участников первой декады бурятского искусства в Москве. Благодаря кропотливым занятиям под руководством М.С. Арсеньева оттачивалась техника танца, полнее раскрывался заданный образ, появлялись первые результаты. В 1941 году Цыден Бадмаев вместе с артистами Иваном Бадмажаповым, Юлией Семёновой, Марией Шалтыковой, Анной Тогоноевой, Константином Шаракшиновым и Агнией Жигжитовой составили сольную группу балета.  

         В годы войны бурятские артисты выезжали на фронт, выступали с концертами перед воинами. В их числе был и Цыден-Еши Бадмаев. 

         В 1943 году театр ставит первый классический балет - "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева. В первой картине на сцене  юная и романтичная пара - стройный  Вацлав - Цыден-Еши Бадмаев и нежная Мария - Мария Шалтыкова.  Бурятский зритель впервые знакомился  с классическим танцем.  «Бадмаев дал первые представления о классическом балетном герое. Его отличали легкость и стремительность движений, отличные пропорции телосложения, пластичность позы. Для театра 40-х годов он явился идеальным балетным премьером».  

         Ни один спектакль с участием Цыден-Еши Бадмаева не оставался незамеченным. Прекрасный партнёр в дуэтном танце, как отмечали его современники, Бадмаев буквально растворялся в своём образе, жил им и тем самым помогал партнёрше увлечься сюжетом. С ним любили танцевать ведущие солистки балета того времени. И среди них Лариса Сахьянова.   

         В 1948 году Цыден-Еши Бадмаеву присваивается звание заслуженного артиста Бурятской АССР. В 1950-1951 годах Ц-Е. Бадмаев и Л. Сахьянова проходят стажировку в Московском хореографическом училище при Большом театре Союза ССР у балетных педагогов М.М. Леонтьевой и В.А. Преображенского.   

          В 1951 году талантливая пара  представляет Бурятию на третьем Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине, где исполняет поставленные Ц-Е. Бадмаевым  первые бурятские дуэтные танцы"Счастливая юность", "Баяр" и "Молодежный". Эти и другие сольные номера они показывают и  в городах Германии после фестиваля.    

          Накануне второй декады бурятского искусства и литературы в Москве Бадмаеву были поручены партии Зоригто в балете «Во имя любви» Ж. Батуева и Енисея в балете Л. Книппера и Б. Ямпилова  «Красавица Ангара», с которыми он справляется безупречно, вновь доказывая своё мастерство лирического танцовщика.       

           В 1956 году балетмейстер Цыден-Еши Бадмаев ставит балет "Вальпургиева ночь" и в 1959 - "Эсмеральду" .  

           Но вот в один из тёплых майских вечеров 1962 года "первый принц бурятского балета" навсегда покидает  большую сцену.  В  последнем для него "Лебедином озере" театр предоставил ему  сразу же  четырёх  Лебедей – это были Лариса Сахьянова, Ольга Короткова, Роза Зингерова, Энгельсина Кондратьева.  Звучали «напутственные» слова, набежавшую слезу утирали эмоциональные зрители…   

          Но что может отнять у артиста любовь к балету?  Уйдя из театра, Ц-Е. Бадмаев работает директором ансамбля песни и танца "Байкал", затем балетмейстером в Улан-Баторе. И всё это время вынашивает идею создания  своей авторской концертной программы. Сам шьёт по эскизам Марии Шестаковой костюмы для танцев, сам продумывает каждый танцевальный номер. Так была создана программа, представлявшая собой отдельный театр. Его "Танцы народов мира" зрители очень любили, ведь в них он вкладывал весь жар души и всю свою нерастраченную энергию большого артиста.   

          Позднее с этой программой Бадмаев побывал  в Монголии и Венгрии, Калмыкии и Туве, на Кубе и в Греции, Индии и Финляндии, в Непале и Бангладеш, в Судане и Танзании. "Баяр", "Сиртаки", "Наездник", "В джунглях", "Юность", "Енька" – вот только несколько названий танцев, поставленных не только самим Бадмаевым, но и балетмейстерами Союза. 

          Еще одной гранью таланта артиста были его работы в кино. Сыграл в фильмах "Последний год  беркута", "Не имеющий чина", "В ночь лунного затмения". С фильмом "Последний год беркута", где  исполнил роль шамана, Бадмаев принял участие в V Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Латинской Америки (Ташкент, 1978).   
Автор: Надежда Гончикова