Артисты и музыканты

Чернутов Борис

Чернутов Борис
  • Заслуженный деятель искусств Бурятии
  • Народный художник Бурятии (1959)
Игра артиста в кино, например, фиксируется пленкой навсегда. И хоть тысячу раз прокручивай киноленту, и делай это хоть сегодня, хоть через полвека, — люди на экране будут каждый раз совершенно одинаково ходить, сидеть, улыбаться, ссориться, совершать ошибки, побеждать. Любое их движение, любой жест, взгляд или вздох — все будет повторяться точь в точь, как и в первый раз: сегодня, завтра и всегда. Мы можем пойти в музей и посмотреть картины Цыренжапа Сампилова или Дашанимы Дугарова, посмотреть фильмы с участием Буды Вампилова, Найдан Гендуновой, Марии Степановой. Телевидение сохраняет видеозапись экранного изображения, в музыке есть не только ноты, фиксирующие «композиторскую музыку», но и диски «исполнительской музыки». В литературе остается книга — писательская музыка. Они предстанут перед нами в том же виде, в каком явились глазам своих современников. Мы с вами увидим их разумеется, по-другому и не потому, что эти произведения в чем-то изменились физически (хотя и это так). Искусство театра, в отличие от других искусств, мимолетно. Игра артиста в театре, созданный им сценический образ живут лишь несколько часов — от первого поднятия занавеса до его финального падения. От начала до конца одного спектакля, одного представления. Назавтра спектакль может повториться, и пьеса, и декорация будут теми же. Но артист сыграет роль немного иначе. Сыграть точно так же, как вчера, он просто не сможет. И весь спектакль окажется хоть чуть-чуть иным. Пусть в мелочах, но все же он будет отличаться от вчерашнего и завтрашнего представлений, даже если мы, зрители, этого и не заметим. «Сценическое искусство есть искусство неблагодарное, — писал Белинский, — потому что оно живет только в минуту творчества, могущественно действуя на душу в настоящем, оно неуловимо в прошедшем». Никто и никогда уже не сможет пережить спектакль с участием Гендуновой или Генинова, Халматова или Линховоин, Сахьяновой или Дашиева.

Но кроме игры актеров спектакль создается усилиями и фантазией множества людей: режиссеров, художников, декораторов, портных, парикмахеров и др. Очень большую роль сыграет то, как художественно оформлен спектакль — один из основных компонентов составляющих успех спектакля.

Творчество заслуженного деятеля искусств Бурятии, народного художника Бурятии Бориса Булгатановича Чернутова (Чернут — имя деда по отцовской линии) представляет собой одну из замечательных страниц бурятского театрально-декорационного искусства. В его лице мы сталкиваемся со своеобразным дарованием художника, произведения которого занимают почетное место в истории бурятской культуры.

Родился в декабре 1919 года в улусе Жалгай Аларского района Иркутской области. В 30-е годы родители переехали в Улан-Удэ, отец Булгатан Чернутович Романов устроился работать бухгалтером речного пароходства, мать Долгор ушла из жизни совсем молодой.

В семье росли три сына: Борис, Василий, Жасмильд. Василий, который был младше Бориса на 3 года, после окончания военного летного училища, погиб в первые годы войны. Жасмильд (1926-2006) получил специальность по военной линии, ушел на пенсию в звании майора, сын его Василий Романов проживает в Улан-Удэ.

С детства Борис очень хорошо рисовал. В своей сельской школе именно ему поручили выполнить декорации к школьному спектаклю «Майская ночь» Н. Гоголя. Это событие решило его судьбу. Спектакль увидел бурятский артист Владимир Халматов. Он обратил внимание на декорации, далекие от совершенства, но привлекающие внимание своей свежестью, искренностью. Халматов посоветовал ему ехать в Улан-Удэ и попробовать себя в театральной декорации. В сентябре 1936 года Б. Б. Чернутов устроился в театр учеником к известным мастерам оформления спектаклей Е. П. Медведеву, Г. Е. Павлову, А. И. Тимину. В этом же году вместе с Медведевым оформил спектакль «Шестеро любимых». Дебют Б. Чернутова как художника-постановщика состоялся в 1938 году, когда он впервые самостоятельно оформил спектакль «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, в том же 1938 году оформляет спектакль У. Шекспира «Отелло». Вместе со своими наставниками Чернутов оформляет все первые национальные спектакли, такие, как «Баир» (1937-38 гг.), впервые он здесь пробует себя в оформлении костюмов в спектаклях «Два друга» Н. Балдано, «Внук Аянды» М. Эделя (1938-1939 гг.).

Во время подготовки I Декады бурятского искусства в Москве вместе с Г. Е. Павловым он создал эскизы костюмов многих образов в спектаклях. Эскизы костюмов и декораций придерживались этнографических подлинников, они отражали прекрасную природу Бурятии. Здесь в театре он нашел свою судьбу в лице Жени Шохоновой родом из села Хойтогол Тункинского района, которая была артисткой хора оперного театра. Вместе они участвовали в первой декаде в Москве. С первых же дней Великой Отечественной войны Б. Б. Чернутов был призван в ряды Советской Армии, воевал в составе 935 Краснознаменного артиллерийского полка 381-ой Ленинградской Краснознаменной стрелковой дивизии. Закончил войну у самых стен Рейхстага. За проявленное мужество и отвагу был награжден двумя орденами Красной Звезды, многими боевыми наградами. Даже в эти грозные годы его никогда не оставляла мечта и желание работать театральным художником. В одном из воспоминаний его однополчане рассказывали об особенностях его натуры так: в освобожденных городах и районах солдаты в виде трофеев собирали предметы, которые могли пригодиться в хозяйстве. Борис Булгатанович же собирал мешками книги... по искусству, по истории театра, костюма...
Закончилась война, наступили мирные будни. Вновь Борис Булгатанович в своем родном театре, за своим любимым делом. Первый спектакль, оформленный после войны — «Егор Булычов и другие» М. Горького (1945–1946 гг.). Начиная с этого периода, почти все спектакли театра были оформлены Борисом Булгатановичем Чернутовым: За годы творческой деятельности им было оформлено около 90 спектаклей по произведениям мировой, русской, советской и национальной драматургии. Он обладал способностью по-нескольку раз возвращаться к одному и тому же спектаклю, находил оригинальные решения, обогащающие зрительный образ спектакля. При оформлении любого спектакля стремился находить новые сценические решения, придумывая и изобретая необычные пространственно-световые установки.

Особо следует отметить оформление спектакля «Будамшуу», премьера которого состоялась в 1954 году. Созвездие исполнителей, режиссура, художественная целостность обеспечили ему долгую и славную сценическую жизнь. В одном спектакле здесь собрался уникальный ансамбль актеров — Гендунова, Генинов, Халматов, Ильин, Иванов, Цыден Дамдинов. Работу главного художника Чернутова по оформлению этого шедевра по праву можно считать одним из классических образцов декорационного искусства Бурятии. В фондах музея театра сохранился богатый материал, свидетельствующий о различных этапах работы художника над пьесой Цырена Шагжина, о поисках ее пластической и цветовой интерпретации: преувеличенные формы как затрапезного, так и парадного костюма Пяглай, Һорни, Гэрэл, Будамшуу, кресло — чудовищный трон Елбой-ноёна в виде огромной паутины.

В 1951 году Борис Булгатанович был назначен главным художником театра, на этой должности проработал 23 года до конца своей жизни (1974 г.).

В музее театра хранятся бесценные рисунки и эскизы мастера, выполненные в разные годы. В них раскрывается перед нами необычайно цельное ощущение жизни, божий дар театрального художника. Каждый эскиз Б. Б. Чернутова к спектаклям каждый можно рассматривать как самостоятельное живописное или акварельное полотно.
В сезоне 1968-69 годов театр им. Х. Намсараева, готовясь к гастролям в Москве, поставил новую инсценировку повести Х. Намсараева «Цыремпил» — произведение, ставшее классикой бурятской советской литературы. Спектакль шел под названием «Сэрэмпэл», был обрамлен прологом и эпилогом, где выведены сам писатель Хоца Намсараев и его друг, народный художник Цыренжап Сампилов, автор знаменитой картины «Любовь в степи». Созданию верного исторического и национального колорита в спектакле в большой мере помогали оформление, выполненное художником Б. Чернутовым и музыка композитора Ж. Батуева. Кроме этого спектакля в гастрольную афишу были включены «Пылающие джунгли» Ц. Шагжина, «Любовь Яровая» К. Тренева.

По итогам Второй декады Борис Булгатанович был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БМАССР (25 декабря 1959 г.). Пожалуй, ни одна область изобразительного искусства не дает такого простора воображению и фантазии, не требует от художника построения столь специфичного предметного мира спектакля. Важным условием актерской работы оказывается сценический костюм. Он помогает ощутить и передать характер действующего лица. Эскизы, зарисовки всех видов одежды для персонажей спектакля придумывает художник, по его эскизам шьют костюмы в костюмерных мастерских театра. По эскизам художника-оформителя спектакля изготовляется реквизит — подлинные и бутафорские предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих: мебель, скульптурные украшения и композиции, оружие, части костюма. Они нужны, чтобы зритель лучше представил себе обстановку и время действия, «среду обитания» персонажей.

В 1969 году по окончании творческого отчета в Москве во Всероссийском театральном обществе театральные критики и ведущие художники театров столицы высоко оценили оригинальное образное оформление спектаклей, костюмов персонажей, созданные Борисом Чернутовым. За заслуги в области искусства Президиум Верховного Совета БМАССР указом от 29 мая 1953 года присвоил Б. Б. Чернутову звание «Заслуженный деятель искусств Бурятии», 28 декабря 1959 года ему присвоено высокое звание «Народный художник БМАССР».

Современное бурятское театрально-декорационное искусство развивается бурно, ярко. Сегодня декорационное искусство, создание сценической обстановки, стали называть сценографией. Это особый мир, живущий по своим законам, когда при создании декорационного оформления синтезируются многие виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, художественное сценическое освещение, акустика и др. От мастерства таких людей во многом зависит успех спектакля. Об этих людях мало пишут и говорят, им не дарят цветов после спектакля, но именно они совершают чудеса на сцене. И о таком человеке, отдавшем всю жизнь театру бурятской драмы им. Х. Намсараева наша публикация. О мастере своего дела, талантливом художнике сцены помнят его современники, на его работах учатся молодое поколение сценографов.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева