Артисты и музыканты

Жалсараев Даша-Дондог

Жалсараев Даша-Дондог
  • Заслуженный артист Бурятской АССР (1967)
У подножия Хэнтэйских хребтов на берегу реки Онон раскинулось село Ортуй, славившееся красотой и первозданностью природы, богатым историческим прошлым, запечатленное в многочисленных преданиях. В 1927 году в семье бухгалтера Жалсараевых родился сын, которого назвали Даша-Дондог. Рос он смышленым малышом с мягким, добродушным характером, с огоньком в глазах, любил шутить и балагурить. В семье все любили и умели петь, впоследствии Даша-Дондог знал их великое множество, самоучкой научился играть на народных музыкальных инструментах, пробовал сочинять и подбирать по слуху многие мелодии. В 1934 году поступил в Агинскую среднюю школу, учеба давалась ему легко, среди друзей и одноклассников слыл талантливым учеником. Стал активным участником школьной художественной самодеятельности, пел в хоре, играл в школьных постановках спектаклей, врожденная пластичность позволяла хорошо танцевать. После завершения учебы в 1944 году был принят артистом в только что созданный Агинский окружной драматический театр. Возглавляли театр Аюр Санданович Санданов с женой Марией Сергеевной Скольчиковой. Большую лепту в создание и успешную деятельность театра внес Жугдур Сандакович Пагбаин. Они провели большую работу по отбору из участников художественной самодеятельности улусов и сел округа талантливую целеустремленную молодежь, учили музыкальной грамоте, петь и танцевать. Именно в Агинском театре начали свои первые шаги в искусстве дирижер театра оперы и балета Аюша Арсаланов, главный режиссер театра бурятской драмы Ф. Сахиров, солистка бурятской филармонии Жаргалова Дулма, Гонгорова Долсон, С. Рыгзынова и др. Разные смотры, конкурсы, фестивали выявляли их возможности, раскрывали талант, оттачивали мастерство. А учителями были хореограф, солист балета музыкально-драматического театра Федор Иванов, Галина Тугутова — выпускница Улан-Удэнского театрально-музыкального училища. Хоровому и сольному пению обучала М. Скольчикова, драматические миниатюры ставил А. С. Санданов. Декорации выполнял художник-любитель Эрдэни Базарон.

В 1945 году Жугдур Пагбаин поставил «Олоной нэгэн» Н. Балдано, в котором Д. Жалсараев сыграл роль улусного старика Сагадая. В 1946 году поставили «Женитьбу Бальзаминова» А. Островского. Главную роль Бальзаминова играл тогда семнадцатилетний Даши-Дондог Жалсараев. Здесь он был в своей стихии, сказывалась большая интуиция, комедийный талант, осветивший блеском особого, мягкого юмора облик незадачливого героя Островского. Все представления труппы проходили при переполненном зале окружного Дома культуры в Агинском. Почти круглый год на лошадях, телегах и санях, на грузовиках, (иногда приходилось и на верблюдах), выезжали на встречу со своим зрителем — чабанами, скотоводами, табунщиками — в итоге каждая из сторон оставались довольными.
В 1947-48 годах двадцатилетний Даша-Дондог был назначен художественным руководителем театра. В январе 1948 года агинцы всей труппой приезжают в Улан-Удэ в творческую командировку. В течение месяца они берут уроки по гриму, по актерскому мастерству у ведущих артистов музыкально-драматического театра — В. К. Халматова, М. Н. Степановой и других. За это время они обновляют концертную программу новыми танцевальными и музыкальными номерами, скетчами. С этим репертуаром и некоторыми старыми спектаклями проработали до официального закрытия молодого театра из-за отсутствия дотаций (август 1948 г.). Было время, когда Даша-Дондог работал заведующим интернатом Ортуйской начальной школы, преподавателем музыки в Агинском педучилище. В эти годы создал семью с Балмой Гармаевной, родились друг за другом четверо детей. Балма Гармаевна отличалась особой женской красотой и мудростью, спокойная, степенная она являла собой эталон бурятской матери — хозяйки дома. После переезда в Улан-Удэ она работала бухгалтером министерства культуры Бурятии, бухгалтером музея истории.

В 1950 году Жалсараев принял участие в областном смотре художественной самодеятельности, был награжден Почетной грамотой Читинского Обкома ВЛКСМ.

При всем его природном таланте чувствовал, что ему надо учиться дальше. И когда в 1953 году при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии набирается бурятская актерская студия, куда были отобраны двадцать юношей и девушек из республики, в числе их оказался и Даши-Дондог. Будучи студентами в 1957 году приняли участие в Ленинградском фестивале молодежи и студентов с водевилем А. П. Чехова «Предложение» и удостоились диплома лауреатов. Сохранилась фотография, где в роли Ломова выступал Д-Д. Жалсараев, Чубуков — В. Бадмаев, дочь Чубукова — В. Амханова. Во Всесоюзном фестивале-конкурсе эстрадных исполнителей, успешно прошли 2 тура, третий тур состоялся в Москве, но из-за нелетной погоды они не смогли во-время попасть в Москву. Как они сами говорили, обязательно удостоились бы какого-нибудь места или награды.

В 1958 году студийцы привезли в качестве дипломной работы спектакли «Ревизор» Н. В. Гоголя, «В поисках радости» В. Розова и «Горе от ума» А. Грибоедова. Во всех них Даша-Дондог одинаково хорошо играл роли как драматические так и комедийные.

Попробовал себя в качестве режиссера, поставив спектакль по первой пьесе Д. Дылгирова «Беспокойные дни». Музыку к спектаклю написал сам. В этом спектакле играли Б. Аюшин, Ж. Иванов, Ц. Цырендоржиев (Норпол), Жапхандаев (Еши — ветврач), Д. Батомункуева (Тыгама), Иннокентьев Ф, Д. Дондуков, Д. Сангажапова.

Природный талант позволяли самому сочинять слова песен и создавать музыку к ним. Хотя он не получил специального музыкального образования, очень хорошо знал и понимал музыку, сам становился первым исполнителем новой песни, которые затем широко расходились среди народа. Будучи еще студентами вместе с Зугдэр Юможаповичем Цыдыповым приняли участие в Ленинградском студенческом музыкальном фестивале «Белые ночи», удостоились звания лауреатов. В годы работы совмещал работу актера с деятельностью музыкального руководителя театра, сочинял ко многим спектаклям песни, писал к ним музыку, например, к спектаклю по пьесе В. Халматова «Базарай бүлэ».

Всю свою жизнь он собирал народные песни, в 60-е годы работал над собранием и исследованием народных песен. Как он сам говорил: «Человек поющий, сочиняющий песни, должен сам хорошо знать все нюансы песен». В особом ряду стоит его песня «Түрэл хизаар», написанная им в студенческие годы, ставшая широко популярной в последующие годы. Песня «Эхэ тухай дуун («Песня о матери») считается одной из любимых и популярных до сегодняшнего дня. За эту свою деятельность он был награжден многими дипломами, Почетными грамотами, в том числе Почетная грамота Министерства культуры СССР. В 1965 году удостоился Диплома первой степени Всесоюзного смотра сельских самодеятельных коллективов. Большинство песен Даши-Дондог Жалсараева — песни лирического плана. Писал музыку к стихам Ц. Галсанова, М. Самбуева, много было авторских песен.

В эти же годы написал широко известную песню «Хүршымнай басаган», «Хаанахинайл ааб?», патриотическую песню «Хододоо найрамдал байг лэ» («Пусть всегда будет мир») на слова М. Самбуева, песни о малой родине, родном крае «Нютагай домог», «Сагаан-Уула», «Үргэн Ага», «Уулын үндэр дабаанда», «Баян даа, түрэл Буряаднай».
Особенно ему удавались песни шуточные на его слова и музыку: «Янжима», «Һамгагүй хүбүүнэй дуун» («Песня холостяка»), «Голомхай басаган» («Разборчивая девушка»), «Комбайнер Петька».

После окончания в 1970 году Ленинградской ассистентуры преподавал на кафедре театральной режиссуры ВСГИК. Студенты очень любили его как грамотного, профессионального, талантливого преподавателя.
Высоко был оценен вклад Д. Жалсараева в дело развития бурятского театрального искусства. В 1960 году был награжден медалью «За трудовое отличие», награжден многими Почетными грамотами и дипломами разных степеней и уровней.

Сыграл в кинофильмах «Последний угон», «Кочующий фронт»

В 1973 году в самом расцвете сил и творчества ушел из жизни.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева