Артисты и музыканты

Балбаров Цырен

Балбаров Цырен
  • Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР
С 1952 в течение 36 лет театром бурятской драмы бессменно руководил Цырен Аюржанаевич Балбаров, вошедший в «десятку» лучших театральных директоров Советского Союза. Не каждый театральный деятель удостоился чести быть включенным в Театральную энциклопедию страны. Период руководства Ц. А. Балбаровым с 1952 года по 1987-ой годы — это целая эпоха, одни из самых ярких страниц в биографии Бурятского драматического театра.
В рамках подготовки мероприятий, приуроченных 90-летию со дня его рождения в 2009 году, на материалах музея истории театра, личного архива семьи, воспоминаний друзей, коллег и учеников была подготовлена и издана Бабуевой В. Д. книга о нем под названием «Дело всей жизни или генерал в искусстве».

Цырен Аюржанаевич родился 21 октября 1919 года в селе Баруун-Хасуурта Хоринского района. В 1938 году окончил Хоринскую среднюю школу, учился в одном классе с будущим драматургом, актером, режиссером Цыреном Шагжиным. В старших классах учились Бау Ямпилов, Жигжит Батуев. После школы вместе с Шагжиным приехали в Улан-Удэ, сдали документы в театрально-музыкальное училище (до 1936 года — техникум искусств). Шагжин стал студентом, а Балбарова не приняли по профнегодности. Годы спустя они вспоминали и смеялись тому, как Цырен Балбаров сказал членам комиссии: «Я еще приду в искусство!».

С 1938 по 1941 годы служил на станции Раздольная под Владивостоком. В тот период службы окончил армейские курсы политработников. В октябре 1941 года его часть была направлена на фронт. Пешком прошел по суровым фронтовым дорогам Волховского и Ленинградского фронтов в должности комиссара и заместителя командира минометной батареи. О храбрости солдата Балбарова свидетельствуют его боевые награды: военные заслуги отмечены орденом Великой Отечественной войны 2-ой степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда.
В 1982 году, через 44 года, произошла в Улан-Удэ встреча двух сослуживцев по станции Раздольная — Цырена Аюржанаевича Балбарова и Ивана Моисеевича Третьяка. В 1941 году Третьяка отправили защищать Москву, а Балбарова — Ленинград. После войны генерал армии И. М. Третьяк стал заместителем министра обороны СССР. Будучи в Бурятии в ставке «Сосновый бор» разыскал Цырена Аюржанаевича, во время встречи неоднократно повторял «зря Цырен, ушел из армии, был бы сейчас генералом, я в этом не сомневаюсь. Но ничего, ты и так генерал, только не в армии, а генерал в искусстве». Эти слова генерала армии Третьяка и стали названием вышеупомянутой книги.
В 1944 году, после прорыва Ленинградской блокады, направили Балбарова на учебу в Казахстан, где он окончил Алма-Атинское пехотное училище.

В 1947 году демобилизовался в звании гвардии капитана. Приехал в родные края, где встретился с земляками, родственниками, друзьями. В 1948 году по приглашению своих фронтовых друзей вернулся в Алма-Ату, устроился работать начальником отдела кадров в комитете по делам искусств Казахстана. В 1949 году был направлен на учебу на высшие театральные курсы руководящих работников искусства при Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского (ныне ЛГИТМиК). По его окончании в 1950 году был направлен на работу заместителем директора казахского академического театра драмы им. М. Ауэзова. По рекомендации его земляка, друга Цырена Шагжина пригласили работать на родине. С 24 мая 1952 года Цырен Аюржанаевич с семьей оказался в Улан-Удэ, получил назначение на должность директора бурятского передвижного театра драмы. Ему было всего 33 года. Труппу составляло восемь актеров, остальные актеры вынуждены были разъехаться по своим улусам и районам. Причиной этому было открытие оперного театра на базе музыкально-драматического. Артистов, имеющих хорошие музыкальные и вокальные данные, определили в оперную труппу. Остальным предложили работу в передвижном колхозно-совхозном театре.

Самой главной задачей с первых дней директорства для Цырен Аюржанаевича становится вопрос формирования труппы. Благодаря энергии и настойчивости директора, главного режиссера Цырена Шагжина, постепенно стали возвращаться в труппу актеры (В. Халматов, Н. Гендунова, А. Ильин, Д. Чимитова и др). По приглашению дирекции в театр пришли талантливые артисты из самодеятельных коллективов и народных театров: Б-М. Пурбуев, Цыремжэ Уладаева, Виктор Самандуев (1950-е), Жан Балданов (1970-е г.).

В 1960-е годы успешно закончили актерскую студию при театре и стали работать в труппе Лариса Егорова, Марта Зориктуева, Цыден Цырендоржиев.

Уже через год после принятия руководства театром, в 1953 году, он добивается того, что был произведен отбор талантливой молодежи в первую бурятскую актерскую студию для учебы в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Недавний выпускник высших театральных курсов этого института, был знаком и поддерживал творческие и личные связи со многими преподавателями, которые всячески помогали студентам из Бурятии. Весной 1958 года труппа приняла 20 выпускников студии, которые ввелись во все постановки театра, готовившего отчетный репертуар для участия во второй Декаде бурятского искусства и литературы в Москве, назначенные на конец ноября 1959 года. Официальные итоги Декады, все пять поставленных спектаклей подтвердили, что коллектив бурятского театра входит в пору зрелости, приобретает перспективу для будущего развития.
Постоянно заботясь о завтрашнем дне театра, директор лично выезжал в дальние районы республики в поисках талантов для театра, был рад помочь каждому, кто хотел учиться и дальше расти в творческом плане. За годы руководства театром Ц. А. Балбаровым пришли на сцену три выпуска (1959, 1969, 1988 гг) Ленинградского института театра, музыки и кинематографии; два — Дальневосточного института искусств (1975 и 1981 гг).

Театр в 1954 году переехал в более приспособленное для работы помещение по ул. Ленина, 46 (ныне театр кукол «Үльгэр»), в котором обосновались почти на 30 лет до 1982 года.

Одной из главных забот директора был репертуар театра. На сцене театра до его прихода были поставлены на бурятском языке творения классиков русской и зарубежной драматургии — В. Шекспира, К. Гольдони, Лопе де Вега, А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Островского, М. Горького, А. Корнейчука и др. Но национальному театру невозможно работать без своего репертуара, отражающего жизнь народа. Будучи председателем художественного совета театра, директор всегда с большим вниманием относился к опытам бурятских драматургов. Вокруг театра сложилась группа одаренных драматургов. В те годы с театром тесно сотрудничали Д.-Р. Батожабай, Н. Дамдинов, Ц. Шагжин, Б-М. Пурбуев, Д. Дылгыров, А. альбуров, Ц. Галанов, А. Ангархаев, Ш-Н. Цыденжапов, Р. Бадмаев, Б. Эрдынеев, Д. Эрдынеев, М. Батоин и другие. Постановки первых спектаклей ныне известных драматургов Ст. Лобозерова, Г. Башкуева осуществились в бытность директором Балбарова Ц. А.

Благодаря Цырену Аюржанаевичу установились прочные творческие и дружеские связи между бурятским и монгольским драматическими театрами им. Д. Нацагдоржа. Первые гастроли тогда еще музыкально-драматического театра с оперой «Энхэ-Булат батор», музыкальной драмой «Баир», драматическим спектаклем «Снайпер», балетом «Бахчисарайский фонтан» состоялись во время войны в 1943 году. Через 22 года в 1965 году состоялись успешные гастрольные выступления бурятского театра в МНР со спектаклями «Песня весны», «Любовь Яровая» К. Тренева, «Укрощение строптивой» В. Шекспира и «Семья Базара» В. Халматова. Кроме Улан-Батора состоялись выступления перед зрителями в Дорнодском и Хэнтэйском аймаках, в городах Чойбалсан и Ундэрхан. Следующие большие гастроли бурятского театра под руководством Цырена Аюржанаевича в Монголию состоялись в 1972 году. Во время этих гастролей в репертуар были включены пять самых лучших спектаклей театра. После выступлений в Улан-Баторе эти спектакли были показаны зрителям города Дархана, в Селенгинском и Хэнтэйском аймаках. Ответные успешные гастроли монгольского театра на сцене бурятского театра и по районам республики прошли в 1967 и 1972 годах. В мае 1971 года в честь празднования 50-летия Монгольской народной революции в Улан-Удэ проходил фестиваль монгольской драматургии. На сцене театра им. Х. Намсараева были показаны три спектакля по пьесам монгольских драматургов: комедия Ч. Ойдоба «Далан худалч» («Семьдесят небылиц»), пьеса Ч. Лодойдамбы «Гарай табан хурган» («Пять пальцев руки»). Тогда же состоялась премьера историко-революционной драмы Д. Намдага «Ээдрээ» в постановке С. Будажапова. С директором монгольского театра А. Таяа связывала Цырена Аюржанаевича давняя творческая и личная дружба. За успешную пропаганду бурятского театрального искусства среди трудящихся Монголии театр и лично директор Балбаров Ц. А. были награждены правительством МНР медалью «Найрамдал» («Дружба»).
Начиная со второй половины 60-х годов до середины 80-х годов директору Ц. А. Балбарову удалось организовать несколько гастролей театра в Москву, Ленинград, Калмыкию. Через 10 лет после Декады 1959 года 17 июня 1969 года в Москве на сцене филиала МХАТа им. М. Горького Бурятский театр им. Х. Намсараева открыл гастроли. В дни творческого отчета были показаны спектакли «Король Лир» У. Шекспира, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Сэрэмпэл» Х. Намсараева, «Песня весны» и «Пылающие джунгли» Ц. Шагжина. В Доме актера ВТО состоялась творческая дискуссия с участием столичных критиков, режиссеров, художников. По итогам гастролей театр приказом Министерства культуры РСФСР от 30 сентября 1969 года был переведен в разряд театров первой категории.
В 1976 году непосредственно по инициативе и под руководством Цырена Аюржанаевича коллектив театра выезжал с творческим отчетом в Москву. В афишу были включены «Ленушка» Л. Леонова, «Барабанщица» Салынского, «Старший сын» А. Вампилова, «Кнут тайши» Х. Намсараева, «Власть» Софронова, «Поэма о любви» Мусрепова, «Неуловимый Сэнгээ» Ч. Ойдоба.

В 1983 году были проведены с большим успехом последние гастроли театра под руководством Цырена Аюржанаевича в Калмыкию, Ленинград. Тогда на суд калмыцкой и ленинградской публики были представлены «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Беседы при ясной луне» В. Шукшина, «Черная борода» Б. Эрдынеева, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Кнут тайши» Х. Намсараева, «Буурал аба» Чимида. Выезды на крупные ответственные гастроли в Москву, в Ленинград, Калмыкию, Монголию имели большое значение. Это были определенные вехи на пути театра, определенные рубежи или этапы роста. Ведь гастрольная афиша составлялась из лучших работ за несколько сезонов. Для деятелей национального искусства оценка их творчества взыскательными знатоками, критиками столицы придавала стимул для дальнейшего творческого роста и достижения ими новых высот в своем деле.

Любили спектакли театра драмы им. Х. Намсараева в городе и особенно в сельской местности. В те времена гастроли театра по районам республики и по двум округам проходили начиная с апреля по октябрь месяцы. В архиве театра сохранились многочисленные фотографии директора театра вместе с артистами то среди тружеников села, воинов Советской Армии, то среди строителей Байкало-Амурской магистрали, Братской и Гусиноозерской ГРЭС.

С 1953 по 1987 годы Цырен Аюржанаевич был бессменным заместителем председателя ВТО (ныне СТД).

Председателями в разные годы избирались известные и уважаемые деятели культуры и искусства Л. Линховоин, В. Лыгденова, Л. Сахъянова и др. Он не уставал повторять перед руководителями разных рангов, перед актерами и работниками театра что «Мы — единственный во всем мире бурятский национальный театр, должны его уважать, любить и смотреть наши спектакли».

Значительна роль бурятского театра в истории развития культуры и искусства. За большие заслуги в развитии Советского театрального искусства в 1977 году театру было присвоено почетное звание «Академический». Но самым главным вкладом Ц. А. Балбарова в дело развития профессионального бурятского театрального искусства было строительство и открытие нового здания театра в 1982 году. Принимал личное участие в выборе места для постройки нового здания Бурятского театра. Около двадцати лет строилось здание, ему было ведомо все особенности проекта, все, что предназначено в нем для зрителей, актеров, вспомогательных цехов. Большую помощь в строительстве нового здания оказали депутат Верховного Совета СССР, Первый секретарь Бурятского Обкома КПСС А. У. Модогоев и Председатель Совета Министров БурАССР Н. Б. Пивоваров, которые очень любили ходить на спектакли театра.

Не один раз Цырен Аюржанаевич вылетал с ними в Москву, вместе ходили по многочисленным коридорам и кабинетам правительства СССР. На торжественном заседании в день 50-летия театра в ноябре 1982 года присутствовали многочисленные гости из Москвы, центральных городов, Монголии, была разрезана алая лента, вручен символический ключ от здания. Указом Президиума Верховного Совета СССР театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В этом немалая заслуга принадлежала директору театра, на груди которого рядом с боевыми наградами сияла заслуженная в мирное время награда — Орден «Дружба народов».

И стоит сегодня это здание на высоком месте, откуда начинался наш город. Достойный и бесценный дар своему городу, народу — прекрасное здание, став одним из сакральных мест, как центр концентрации и распространения духовной культуры не только бурятского народа, но и всех живущих на древней земле Бурятии.

Цырен Аюржанаевич ушёл из жизни 25 июля 1988 г.

Его старания и труд не прошли даром. В родном селе Баруун—Хасуурта и в Хоринске, где окончил школу, его именем названы улицы. На доме, где он жил в Улан-Удэ, висит мемориальная доска.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева