Артисты и музыканты

Шапова Полина

Шапова Полина
  • Заслуженный работник культуры Бурятии
Актриса, педагог, Полина Васильевна Шапова родилась в 1927 году в селе Нукуты Иркутской области в многодетной рабочей семье. Детство прошло в деревне, школьные годы жила в семье дяди на Северном Кавказе в г. Пятигорске. В школе была активной участницей художественной самодеятельности: хорошо пела, танцевала, играла в драматическом кружке. Первый раз на сцену она вышла в школьном спектакле, где сыграла китайчонка Ли, да так, что одноклассники еще долго обзывали «китайчонок Ли».

Однажды, будучи в гостях у дяди в деревне, впервые увидела в журнале, посвященном первой декаде Бурят-Монгольского искусства в Москве, фотографии бурятских актеров-основателей театра: Г. Цыдынжапова, М. Шамбуеву, Н. Гармаеву, М. Степанову, Е. Халматова, Ю. Шангину и других. Увиденное так заворожило школьницу, что в 1944 году окончив 10 классов, она поступила в театрально-музыкальное училище им. П.И. Чайковского. Параллельно посещала занятия театрального и вокального отделений. Это было тяжелое военное время, но мечта стать актрисой помогала преодолевать все тяготы жизни. Первым учителем по актерскому мастерству был народный артист России Владимир Константинович Халматов. Был ее учителем и Николай Васильевич Демидов (1884-1953 гг.) — ближайший помощник великого режиссера и педагога К.С. Станиславского, автора книги «Искусство жить на сцене». Сценическую речь преподавала директор училища и большой мастер своего дела Б.Д. Прозорова. Она привила Полине Васильевне любовь к художественному слову. За годы учебы накопился большой репертуар для художественного чтения, в том числе «Беглец» М. Лермонтова, стихи Пушкина, К. Симонова, В. Маяковского, А. Твардовского, М. Горького и др. В числе лучших студентов училища постоянно выступала в концертах перед бойцами в госпитале, который в то время размещался в средней школе № 1. Её голос звучал и на бурятском радио, куда её с удовольствием приглашало художественное руководство. С первого курса как чтец, затем как ведущая в течение 15 лет участвует в правительственных концертах в театре оперы и балета. В ее исполнении на концертах звучали стихи Н. Дамдинова. Ц. Галсанова, Д. Улзытуева, М. Горького.

За годы учебы с Н.В. Демидовым были приготовлены роли: Марина Мнишек в «Борис Годунове» А. Пушкина, Лида в «Платоне Кречет» А. Корнейчука, Негина в «Талантах и поклонниках» А. Островского, Нина в «Маскараде» М. Лермонтова. Роли Негиной и Нины Николай Демидов и Шапова готовили после занятий, и он ей не раз говорил, что «эти роли сыграешь в театре». Выпускной спектакль студентов «Верные друзья» Л. Малютина ставил народный артист СССР Г. Цыдынжапов. Главную героиню Тоню играла П. Шапова и была удостоена высшей оценки самого постановщика-учителя. Выпуск 1949 года в истории училища был «звездным» — это были Федор Сахиров, Цыден Цыренжапов, Александр Серебряков, Василий и Валентина Найдаковы, Гунга Чимитов, Октябрь Дамдинов.

После окончания училища Полина Шапова начинает свою творческую жизнь в труппе передвижного колхозно-совхозного театра. Гастроли проходили в тяжелейших условиях, театр не имел автобусов, перевозили актеров на крытых брезентом грузовых машинах, иногда на лошадях, телегах и санях. Первая работа Полины в театре — роль Елены Ивановны Поповой в водевиле Чехова «Медведь». Партнером по спектаклю, покровителем и учителем в работе над ролью был Георгий Федорович Лосев. Старшее поколение театра очень тепло приняло ее в свой коллектив, опекали, помогали все годы, особенно когда делала первые робкие шаги на сцене.

Полина Шапова проработала в театре более 10 лет. Все эти годы жила активной творческой жизнью, не была обделена ролями, в гастрольных и концертных поездках много читала, играла в отрывках, вела программы концертов. За общественную работу награждается творческой командировкой в Москву. Во время этой поездки посещает спектакли московских театров, знакомится, набирается опыта у ведущих артистов столицы. Готовясь ко второй декаде литературы и искусства в Москве, театр ставит «Горе от ума» А. Грибоедова. На роль Софьи были назначены две исполнительницы — Валентина Найдакова и Полина Шапова. Над ролью Шапова работает долго и упорно, в результате по итогам декады была награждена медалью «За трудовую доблесть».

После декады начинаются бесконечные гастроли по республике, Иркутской и Читинской областях. Как и все актрисы, Полина Васильевна мечтала сыграть Катерину в «Грозе» Островского. Роль Катерины в спектакле играла М.Н. Степанова, затем В.Ц. Найдакова. После Валентины Найдаковой на эту роль ввели Полину Шапову, но пришлось играть ей эту роль только в гастрольных поездках: затем этот спектакль был снят с репертуара и пришлось расстаться с этой ролью. За годы работы в театре П. Шаповой были сыграны такие роли как: Галина Сахно в «Стряпухе» А. Софронова, Анна в «Под золотым орлом» Я. Галана, София в «Песня Софии» Р. Хубецовой, Г. Хугаева, шпионка — «На той стороне» А. Барянова, Матильда в «Домовом» Э. Вильде, Клава Игнатюк в «Доме отдыха» В. Катаева, Татьяна — «Враги» М. Горького, Дарима — «Пламя великого костра» Н. Балдано, Ружена — «Сто миллионов» Балабана, Диана — «Собака на сене» Лопе де Вега и мн. др.

Одной из самых лучших ролей П. Шаповой была роль Анны в спектакле «Украденное счастье» И. Франко, который в 1957 году поставил режиссер Ф. Сахиров. Он поставил пьесу о семейной драме, которая разыгрывается в убогой гуцульской хате. Анна — сирота, родные братья помыкали ею, как батрачкой, держали взаперти. Любила она Михаилу Гурмана (П. Николаев), да боялись братья, что тот силой вырвет у них приданое. Они обманули Анну, будто Михайло погиб в Боснии, показали ей фальшивую повестку и выдали замуж за их батрака Миколу Задорожного (Б. Вампилов). Муж у Анны работящий, смирный, а счастья в семье нет. И вдруг узнает Анна, что Михайло жив, недавно вернулся в родные края. Нарушив обычаи и привычки своей среды, Анна и Микола бросают вызов тем, кто обездолил их. Так завязывается узел драмы. П. Шапова — исполнительница главной роли правдиво и верно раскрывала внутренний мир своей героини. Её Анна — сильная, свободная и любящая женщина, отчаянно борется за попранное человеческое достоинство, за возвращение украденного счастья.

Мечтала Полина Васильевна сыграть в «Бесприданнице» Островского, «Нору» Ибсена, Нину в «Маскараде», «Василису Мелентьеву» Островского, но репертуарная политика театра в 50-е годы была направлена на национальную драматургию, классиков ставили мало. В это время Г. Цыдынжапов предлагает ей перейти на педагогическую работу, преподавать режиссуру и актерское мастерство в культурно-просветительном училище. Проработала Полина Васильевна в училище более 30 лет, закончив за эти годы заочно институт культуры и высшие режиссерские курсы в Москве. За эти годы выпустила более 200 специалистов для культуры Бурятии, среди которых драматург Степан Лобозеров, режиссер Ярославского театра А. Шаликов, режиссер и драматург народного театра В. Запханов, бывший зам. министра культуры С. А. Добрынин и мн. др.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева