Артисты и музыканты

Ринчино Бальжинима

Ринчино Бальжинима
  • Заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР (1940 г.)
Ринчино Бальжинима Цыденович родился 24 февраля 1907 года в селе Ноехон Селенгинского района. 7 июля 1932 года был в числе тех, кто открыл спектаклем «Прорыв» первый сезон национального бурятского театра. В спектакле начинающего драматурга Намжила Балдано из-за недостатка актеров роль Шарья габжа ламы — ярого врага Советской власти пришлось играть студенту 2 курса музыкального отделения техникума искусств Ринчино Бальжиниме. Его герой хитер, изворотлив. Бальжинима, не имея никакой театральной подготовки, возможно, допускал какие-то погрешности, неточности в актерском исполнении, но первый шаг был сделан. 

В сезоне 1935-36 года на сцене молодого театра была поставлена лирическая пьеса А. Арбузова «Шестеро любимых» в переводе Б. Башкуева. В спектакле были заняты М. Степанова, Ч. Генинов, С. Халтагарова, Ж. Иванов, Н. Гармаева. Бальжинима играл роль одного из героев Гайдара. В конце марта — начале апреля 1936 года труппа театра выехала на гастроли в г. Иркутск. Гастроли проходили во Дворце культуры профсоюзов и были тепло встречены иркутянами. В 1937 году увидела свет премьера — новая бурят-монгольская комедия А. Шадаева «Мэргэн», в которой драматург показывает жизнь бурятского улуса второй половины 30-х годов. Здесь Бальжиниме Ринчино доверено было сыграть одну из ключевых ролей — лодыря Онгоя. Кладовщик колхоза Мулон, которого сыграл Чойжинима Генинов, бывший кулак, поставил себе целью развалить новый создающийся колхоз. Чтобы отвести от себя подозрения, он старается завоевать доверие и авторитет среди колхозников. Мулон завязывает дружбу с Онгоем и использует его в своей подрывной работе. Легкомысленный деревенский парень, желая пустить пыль в глаза и показать свое «приобщение к культуре», покупает очки и шляпу на деньги, вырученные от продажи колхозного барана. Индивидуальные особенности актера наложили неожиданный отпечаток на этот образ. Оказалось, что непутевый деревенский парень не так уж и плох. Вскоре он понимает свою ошибку в дружбе с Мулоном и к концу спектакля становится неузнаваемым, в весеннюю страду становится передовым работником. Играя эту роль, актер своеобразно исполнял песни звонким серебристым голосом, с характерным «цакающим» селенгинским акцентом, в такие моменты он весь расцветал, был весь на виду — бесхитростный, открытый, влюбленный безответно в девушку Эржэн, но неунывающий.

Выпускник музыкального отделения Улан-Удэнского техникума искусств — Ринчино Бальжинима прекрасно исполнял бурятские народные песни, играл на национальных музыкальных инструментах. Сезон 1939-40 гг. в Бурятском музыкально-драматическом театре был необычным, особенным. Правительство Советского Союза вынесло решение о проведении в Москве в октябре месяце декады бурят-монгольского искусства. Для показа в Москве был отобран первый музыкально-драматический спектакль «Баир» Гомбо Цыдынжапова и А. Шадаева, поставленный впервые в 1930-е годы. В основу сюжета пьесы была положена народная сказка «Мэргэн Хубуун ба Хурган Ногоон дуухэй» (Молодец Мэргэн и красавица Хурган Ногоон). Сохранив присущую эпосу монументальность, величественность, стройность изложения, драматурги создали практически новое цельное сценическое произведение. Главный герой охотник Баир, олицетворяет собой силу народа. Отец Баира взят в плен чужеземным ханом, который совершил разбойничий набег на их племя. Став взрослым охотником-мэргэном, Баир просит у своего дяди Хутармана разрешения отправиться на поиски отца и освободить его. Старик Хутарман и народ благословляют Баира на трудный подвиг. Все исполнители спектакля, начиная с мудрого старца Хутармана и кончая охотником Хообхэ, роль которого сыграл Б. Ринчино, сумели создать глубоко народные образы. В 1940 году по итогам первой Декады Бальжинима Ринчино был удостоен звания «Заслуженный артист БМАССР».

22 декабря 1945 года на сцене театра состоялась премьера спектакля «Кнут тайши», которая на сегодняшний день выдержала четыре постановки, спектакль в котором практически сыграли все поколения актеров театра. Этот спектакль по праву вошел в золотой фонд национальной драматургии. Тайша Дымбылов — В. Халматов и Г. Лосев, Тарба Жигжитов — П. Николаев, Хатан Долгор — Н. Гендунова, гурэмбэ-лама — Ч. Генинов и Ж. Пагбаин, Гоншог — Д. Дондуков, Зата и Дэбэр — Б. Ринчино и С. Рабсалов. Воистину, созвездие ролей и их исполнителей!
К концу 1940-х годов в Бурят-Монгольском музыкально-драматическом театре уже фактически выделились две самостоятельные труппы — драматическая и оперная. Каждая из этих трупп состояла из актеров, уже зарекомендовавших себя рядом успешных выступлений в произведениях соответствующего жанра. Когда в 1949 году произошло разделение театра, то в труппу Бурят-монгольского передвижного театра перешли Н. Гендунова, А. Ильин, Н. Таров, Ж. Пагбаин, Ю. Шангина, П. Николаев, Г. Лосев, Ж. Иванов, Д. Дондуков, С. Халтагарова и Бальжинима Ринчино. Подготовив репертуар и показав ее общественности в Улан-Удэ, весь состав труппы, со складными декорациями и реквизитом, погруженными на грузовые машины, отправлялся в продолжительную, по несколько месяцев, гастроли по самым отдаленным районам республики. Кроме спектаклей в репертуар гастролей обязательно включалась концертная программа. Здесь Бальжинима обязательно пел и играл на музыкальных инструментах. 
Сезон 1950-51 года Государственный Бурят-Монгольский передвижной драматический театр открылся спектаклем лауреата Сталинских премий П. Павленко «Счастье». На бурятский язык ее перевел Б.Н. Вампилов, постановку осуществил заслуженный деятель искусств РСФСР Н.Г. Балдано. В разрушенный, безлюдный, недавно освобожденный Крым прибывают переселенцы. В этом спектакле Бальжинима сыграл роль израненного, контуженного фронтовика Виктора Огарнова, в роли его жены Варвары Огарновой — Надежда Гендунова. Виктор — наивный, по-детски беспомощный, неуклюжий и больной человек, который надеется по советам врачей вылечиться здесь на свежем воздухе. А здесь «жуткое дело, очень тяжелое положение: людей для восстановления разрухи не хватает, транспорта нет, света нет, воды нет, жить негде».

В 1960-е годы на сцене театра драмы были поставлены две пьесы А. Софронова «Стряпуха» и «Стряпуха замужем». В этом спектакле были заняты актеры старшего поколения: П. Николаев, Г. Лосев, М. Степанова, Б. Ринчино, Л. Абушеева и молодые тогда выпускники первой ленинградской студии С. Будажапов, Н.Шагдарова, Н. Цыбжитова, Д-Д. Жалсараев, С. Хандуев. Бальжинима Цыденович сыграл в них последние в жизни роли — деревенского сторожа Пробийгалова. По воспоминаниям народного артиста России Г.Б. Бутуханова роль была создана удивительно тонко с глубоким народным юмором. Спектакль шел несколько сезонов, его просмотрели зрители почти во всех районах республики, в Иркутской и Читинской областях. 

Бальжиниме Цыденовичу довелось сыграть в кино «Пора таежного подснежника» (Свердловская киностудия, 1958 г.) в очень колоритной роли Пунсыка. Пресса и зрители очень высоко оценили игру старейшего мастера бурятской сцены.
Бальжинима Ринчино был актером комического и психологического плана. Возможно, в его репертуаре не было ролей героического плана. Среднего роста, плотного телосложения, с типичным бурятским лицом, немногословный в речи, неторопливый по своим действиям, он больше тяготел к «малым ролям», создавая образы персонажей «среднего плана» — рядовых бурятских колхозников, трактористов, сторожей, слуг, придворных — людей простоватых, но добрых душой, обаятельных и понятных именно в этой своей простоте. Он много играл, ибо каждый вечер на сценах колхозного клуба перед народом, на пастбище перед доярками, пастухами, чабанами, табунщиками, рыбаками и охотниками — надо было показать, рассказать о той новой жизни, ради чего проливалась кровь, ради чего они воспевают и создают своим трудом новую жизнь.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева