Артисты и музыканты

Очирова Бальжит

Очирова Бальжит
  • Заслуженная артистка Бурятии
Очирова Бальжит Батоевна родилась 26 ноября 1950 г. в с. Цокто-Хангил Агинского округа Забайкальского края. «Я дочь степей великой Аги, там работала дояркой в колхозе, в библиотеке», — пишет она в одной из своих автобиографий. Тяга к актерскому мастерству у Бальжит начала проявляться еще в детстве. Будучи школьницей, она активно участвовала в школьной художественной самодеятельности, где с удовольствием танцевала, пела, но больше всего ей нравилось играть в небольших спектаклях. Как-то в народном театре поселка Агинское дипломник ВСГИКа Эрдэм Зундыев ставил комедию Ц. Шагжина «Будамшуу». В нем Бальжит превосходно сыграла роль Пяглай, и в Чите на областном смотре они завоевали первое место. Но юная актриса все чаще грезила по настоящим театральным подмосткам. Много раз ей приходилось видеть спектакли бурятского театра во время гастролей по Агинскому округу, там её пленила игра незабываемой, озорной Сэрэмжэд Уладаевой в спектакле «Р.В.С.» по Гайдару, а поэтическая драма Мустая Карима «Страна Айгуль» окончательно запала ей в душу.

И еще одним немаловажным фактором в выборе будущей профессии стало одобрение игры Бальжит директором театра Ц. Балбаровым и одним из ведущих актеров Г. Бутухановым. Поэтому после окончания школы, Бальжит не колеблясь, поступает в Дальневосточный институт искусств.
«Мастерство актера было моим любимым предметом. Вообще все в учебе увлекало!» — вспоминает она о годах учебы. Бальжит быстро стала любимицей. Преподаватели по режиссуре и мастерству, по сценической речи, по вокалу, по сценам движения и фехтования, по танцу не могли нарадоваться творческим успехам, хваткости и целеустремленности не только одной Бальжит, но и других её сокурсников — ныне уже известных, зрелых мастеров сцены. А это были Олег Бабуев, Доржи Сультимов, Сергей Бальжанов, Дамбадугар Бочиктоев, Содном Хажитов, Чимит Ринчинов, Цыдыпова Любовь, Елена Дамбаева, Дарима Дамдинова, Иван Цыбикжапов и др. Так мечта стать актрисой осуществилась в 1975 году. Попав в театр, она начинает работу в составе первой бурятской актерской студии.
Молодая актриса вошла в репертуар театра как исполнительница социально-характерных ролей. За годы работы созданы самые разные лирико-драматические женские роли. Одна из самых любимых, дорогих ролей — Гульфина из спектакля «Колыбельная» Т. Миннулина, это лирическая героиня, полная нежной любви и беспокойства о своих детях. За нее актриса была премирована Министерством культуры РБ и Союзом театральных деятелей в номинации «Лучшая женская роль».

Поразительны у Бальжит Батоевны героини из пьес бурятских и монгольских драматургов: Д. Батожабая, Б-М. Пурбуева, Д. Дылгырова, А. Ангархаева, Б. Эрдынеева, Ч. Ойдоба.

В комедии «Далан худалч» («Неуловимый Сэнгэ») монгольского драматурга Ч. Ойдоба, созданной по мотивам монгольского фольклора Бальжит Батуевна играет одну из главных ролей − Пагму. Роль комедийная, даже сатирическая, где автор изобличает жадность, примитивность мышления. Переход от жанра лирической комедии в сатирическую для актера означает взойти на более высокую ступень творческого пьедестала. Что она с честью выполнила. Перед зрителем Пагма — расчетливая торговка, которая ради наживы пытается продать беззащитную девушку-сироту богатому купцу.

Творческими удачами Бальжит Очировой являются многие роли в спектаклях по пьесам А. Вампилова, Ч. Айтматова, В. Шукшина, А. Арбузова, С. Лобозерова, Г. Башкуева. Она также актриса «ансамблевая»: чуткий и внимательный партнер высоко ценится коллегами по сцене.

За последние годы актрисой ярко создана роль Дулгар в пьесе «Эрьехэ наран 1, 2, 3» по пьесе Б-М. Пурбуева. Спектакль очень хорошо принят зрителем не только в Улан-Удэ, с ним выезжали на гастроли в Агинский округ, в районы Бурятии. Дулгар − наша современница, выросла с отцом и матерью, с ней рядом муж, дочь. В первой части пьесы — она занята семьей, работой. Зритель взволнованно следит за постепенной деградацией жены, матери, дочери, личности, которая не выдерживает драматических моментов жизни, во второй и третьей частях она движется по течению жизни, не сопротивляясь, постепенно теряя человеческое лицо. Алкоголь и алкоголизм — бич современного общества, пьют все — и стар, и млад, и женщины, и мужчины, как последствие — вымываются моральные критерии в семье, в обществе. Никто уже ему не нужен — нет дела ни до матери, ни до семьи, ни до детей и внуков. Мастерство актрисы, ее искренность в игре вызывает в зрителях сочувствие и жалость к героине. И вздох облегчения вырывается в третьей части пьесы, когда Дулгар, превозмогая себя, через «ломку» пытается встать на ноги, взять себя в руки, постепенно приобретает свое утраченное лицо. Игра Бальжит Батоевны и всех актеров, занятых в спектакле, отмечена приказом в театре, а самой большой благодарностью для актера во все времена были и остаются горячие аплодисменты зрителей.

Бальжит Очирова в начале спектакля «Максар. Степь в крови» по У. Шекспиру сыграла ведьму. Три ведьмы-золиг, духи степи: пожилая (Б. Очирова), молодая (Н. Мунконова) и совсем юная (Д. Цыденова) болтают о предсказаниях и колдуют, шаманят, кружа и завивая длинные рукава, приманивают мистических духов. Следуя ведьминым чарам и предсказаниям, главный герой Максар — Макбет задумал убить старого Сагаан хана и занять его трон. По ходу действия спектакля сбываются все их предсказания.

Амплуа Бальжит определяется понятием «социально-характерная» актриса. В создании самых разных женских образов формировалось ее мастерство. Более 30 лет Бальжит Батоевна проработала в прославленном театре бурятской драмы.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева