БУР

Артисты и музыканты

Жаргалова Суранзан

Жаргалова Суранзан
  • Заслуженная артистка Республики Бурятия (2004)
  • Заслуженный работник культуры Агинского автономного округа (2007)
  • Актриса Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева с 1981 года
Суранзан Дондоковна родилась в селе Догой, в 1975 году окончила Догойскую среднюю школу, год проучилась в культпросветучилище (ныне БРУКИ). Педагоги П.В. Шапова и Т.П. Кирпичникова научили азам сценического искусства. Когда в 1977 году объявили набор во вторую бурятскую актёрскую студию института искусств города Владивостока, Суранзан была отобрана в число студентов. Выпускница ДВИИ Суранзан Жаргалова проработала в театре с 1981 по 2012 годы.

Обладая от природы прекрасными внешними данными в сочетании с внутренней импульсивностью и темпераментом, актриса активно включилась в спектакли текущего репертуара. Творческим достижением актрисы стал образ Анны Андреевны в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, где она с блеском продемонстрировала свое возросшее мастерство, умение работать в партнёрстве с такими мастерами сцены как Михаил Елбонов, Доржи Сультимов. Бессмертная комедия Н.В. Гоголя поставлена приглашённым режиссёром, народным артистом РСФСР Г.Б. Дроздовым. Режиссёром при нём был С.Д. Хажитов. Несомненный успех у зрителей и прессы вызвала работа Суранзан Жаргаловой, а также исполнение роли Марьи Антоновны Сэсэг Шараповой. Каждая из актрис создала колоритный характер. Образ жены городничего в постановке Дроздова интерпретирован по-новому. Обычно её представляют пожилой, но молодящейся дамой, которая так трогательно печётся об Антоше и берёт мужние взятки мануфактурой. А тут цветущая молодая женщина и при ней хорошенькая дочка. И мать вполне может привлечь внимание молодого человека. Хлестакову есть от чего растеряться. Появление Хлестакова и её поведение, когда она чуть не бросается в объятия заезжему, представлено зрителю как погоня за призрачной мечтой.

Эта роль в исполнении Суранзан Жаргаловой была признана «Лучшей ролью 1986 года».

Актёрский темперамент Жаргаловой ярко проявился в «Плахе» Ч. Айтматова, в роли волчицы Акбары, одержимо борющейся за жизнь своих детёнышей.

В спектакле по пьесе Б. Эрдынеева «Галуунууд бусаба» в роли Сэсэг играла на сцене Монгольского драматического театра им. Нацагдоржа.

Её трогательно наивная Агриппина в «Плаче кукушки» Ю.Кима, пройдя через суровые испытания, крушение личного счастья, сохранив человечность и теплоту, обретает жизненную мудрость. Этой горькой судьбой актриса показывает невозможность счастья, основанного на компромиссе с совестью. Свою Агриппину С. Жаргалова играет в сдержанной манере, но за внешней сдержанностью угадываются глубокие страдания героини, загнанные внутрь и оттого ещё более мучительные. Композитору А. Фёдорову удалось осуществить модель поэтического спектакля с использованием элементов эстетики восточного театра, добиться органичного сочетания режиссуры, музыки и сценографии.

Обладая тонким музыкальным слухом, прекрасно владея бурятским языком, хорошо зная бурятскую поэзию и литературу, в 1996 году актриса провела на сцене театра сольный музыкально-поэтический вечер, принесший ей заслуженный успех и признание. Суранзан выступила с чтецкими номерами собственного сочинения, обладая прекрасным голосом, исполнила песни бурятских композиторов разных времен и поколений. Зал театра был заполнен самой взыскательной аудиторией, поклонниками её таланта.

Тепло встречена зрителями и положительно оценена театральной общественностью работа актрисы в роли Галины в спектакле по пьесе Г.Башкуева «Воздушный поцелуй». Это смешная «комедия положений» с элементами «чёрного юмора», сценический рассказ о том, как два собутыльника, бывшие зять и тесть, решают разыграть близких — тёщу и жену. Возвратившийся из мест заключения глава семьи Иван (Ц. Цырендоржиев) кровно оскорблен дочерью Таней, которая думает, что отец на зоне мог подцепить туберкулёз, и поэтому запрещает ему взять внука на руки. Обиженный, он убегает на заимку к бывшему зятю Буладу (Б. Дамбаев), который, как обычно, мается с похмелья. В отместку и в целях проверки родственных чувств, они разыгрывают злую шутку: Иван притворяется покойником. В комедии немало неожиданных, парадоксальных ситуаций: и роковой любовный «треугольник», мнимый покойник, сцена воскрешения, и «воздушный поцелуй». Невозможность при прощании поцеловать «умершего» оборачивается в финале настоящими поцелуями. Пройдя через ревность, горе, ненависть и даже дуэль, герои приходят к счастливому концу — воссоединению семьи, взаимопрощению и... любви. От этой всё-таки светлой «черной» комедии зрители получают добрый заряд жизненного оптимизма, смеха и хорошего настроения. С этим спектаклем театр объездил почти всю республику, побывал с гастролями в Иркутской области.
Своеобразным экзаменом на зрелость стало для актрисы создание образа Анны Батуевны в трилогии драматурга Б-М. Пурбуева «Эрьехэ наран − 1, 2, 3». Суранзан Жаргаловой удалось вполне правдоподобно, ярко и выразительно сыграть одну из отрицательных ролей − богатой, циничной и бездушной бизнесменки − невестки, которая готова растоптать все святые чувства даже своих близких людей. Следуя только своим собственническим интересам и целям наживы, героиня Суранзан поднимается до обличительных высот, не боясь сгустить краски. Образ получился выпуклым, ярким и узнаваемым. О моральном и духовном падении героини говорит тот факт, что она берет расписку даже от мужа, когда даёт ему деньги в долг. Человеку приходится отвечать за свои ошибки, «нүгэлөө нюдөөрөө үзэхэ» (бурятская поговорка), на собственной шкуре испытать последствия своих грехов.

Суранзан Жаргалова не только талантливая актриса, но и любящая мать пятерых детей, счастливо сочетающая свою профессию с материнским долгом.

Литература:
Валентина Бабуева, кандидат культурологии. «Актриса Суранзан Жаргалова».
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева