НА БУРЯТСКОМ

Артисты и музыканты

Балданова Лия

Балданова Лия
  • Солистка балета Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. н. а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова
  • Заслуженная артистка Республики Бурятия (2012)
  • Награждена Почётной грамотой Республики Бурятия (2010)
  • Победитель в номинации «Лучшая балетная пара» (диплом Министерства культуры РБ, 2000)
  • Победитель в номинации «За лучшую женскую роль в балете» (диплом Министерства культуры РБ, 2005)
  • Лауреат республиканского конкурса «Лучшие люди Бурятии-2012»
Лия Валерьевна Балданова родилась в Тынде, на севере Бурятии. В 1996 году окончила Бурятское государственное хореографическое училище, училась у выдающихся мастеров балетной сцены народной артистки СССР Ларисы Петровны Сахьяновой и народного артиста РСФСР Пётра Тимофеевича Абашеева. В том же 1996 году была принята в труппу Бурятского академического театра оперы и балета.

Благодаря упорству, трудолюбию, природной одарённости и высокой профессиональной подготовке, полученной в стенах училища, Лия Балданова смогла сразу занять положение одной из ведущих балерин в труппе театра. Какую бы партию она ни исполняла, вместе с глубоким проживанием балетного образа добивается выразительности линий в каждой позе и каждом движении. И потому её Одетта, нежная и трепетная девушка-лебедь, её любящая и страдающая Зарема, её порывистая и доверчивая Ангара находят отклик в сердцах зрителей, и они снова устремляются в театр на встречу с её героинями. А это сегодня дорогого стоит.
«Лебединое озеро» – самый сложный классический балет для исполнения среди главных женских партий. Нужно уметь показать перевоплощение добра в зло, а затем зла в добро, причем зло должно быть красивое, обольстительное, коварное, а добро – тонким, чувственным и ранимым. Партию Одетты (белого лебедя) я впервые исполнила, когда училась в хореографическом училище. Тогда я занималась с Ларисой Сахьяновой и Петром Абашеевым. Начав работать в театре, исполняла только партию Одиллии (черного лебедя). В силу молодости перевоплощение давалось сложно. Но теперь для меня интереснее исполнять именно Одиллию. И сегодня я исполняю обе роли. Это один из моих любимых балетов, самая красивая сказка о любви, о противостоянии добрых сил злым чарам» (Из интервью Лии Балдановой «Новой Бурятии»).
В 2000 году балерина окончила Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств, получив специальность педагога-хореографа.
26 и 27 апреля 2012 года на сцене театра прошли бенефисы ведущей солистки Лии Балдановой с премьерным показом балетов «Болеро» (на музыку М. Равеля) и «Проделки Сатира» (музыка А.Танонова) лауреата Государственной премии России Георгия Ковтуна (г. Санкт-Петербург).
Главные партии в спектаклях исполнила Лия Балданова, посвятившая свои бенефисы памяти педагогов – Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева.
«Мне с Лией очень легко работать, она талантливая девушка, со своим характером, который ей, в общем-то, и помогает. Она всё время находится в поиске. У неё сильная энергетика человека, который хочет быть творцом своей жизни» (Георгий Ковтун, лауреат международных конкурсов, балетмейстер).
Лия Балданова - участница многих правительственных концертов, посвященных приезду высоких гостей: 2010 год – приезд президента Российской Федерации Д. Медведева, 2011 – приезд премьер-министра правительства Российской Федерации В. Путина, генерального секретаря ЦК КП Кореи Ким Чен Ира, министра финансов Российской Федерации А. Кудрина, министра культуры Российской Федерации А. Авдеева. В октябре 2011 г. стала участницей Дней экономики и культуры Республики Бурятия в Москве.
За большой вклад в развитие балетного искусства Лия Валерьевна получала в 2011 году Благодарность от Министерства культуры Российской Федерации, а также Благодарственное письмо Комитета по спорту, культуре, молодежной политике и туризму Администрации «Селенгинский район»
(2010).

Репертуар Лии Балдановой:
  • Одетта-Одиллия, Большие лебеди, танец невест («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова); 
  • Ангара («Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова, хореография М. Заславского);
  • Фея сирени, па-де-де («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа);
  • Мирта («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа);
  • Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева); 
  • Фортуна («Кармина Бурана» К. Орфа, хореография Г. Ковтуна);
  • Весенняя Снежинка («Юки» А. Пярта, К. Манселла и др., хореография А. Кадрулёвой);
  • Наина («Руслан и Людмила» М. Глинки); 
  • Фея («Арлекинада» Г. Доницетти, хореография Г. Ковтуна);
  • Шехерезада («Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова);
  • («Болеро» на музыку М. Равеля, хореография Г. Ковтуна);
  • («Проделки сатира» на музыку А.Танонова, хореография Г. Ковтуна); 
  • «Умирающий Лебедь» К. Сен-Санса, хореография М. Фокина;
  • Лиса («Буратино» А. Бочарова, хореография О. Игнатьева) 
  • и многие другие.
Автор: Надежда Гончикова