Театры

Вера Именохоева: «Для неё театр — это жизнь»

30 ноября 2022

830

Сегодня, 30 ноября, отмечает 70-летний юбилей народная артистка Бурятии Вера Именохоева

Вера Именохоева: «Для неё театр — это жизнь»
Вера Валентиновна Именохоева — концертмейстер группы виолончелей симфонического оркестра Бурятского государственного академического театра оперы и балета.
 


О жизни и творчестве артистки — в статье артиста симфонического оркестра БГАТОИБ Евгении Именохоевой, которая также является внучкой юбилярши. 

Вера Валентиновна Именохоева — исключительная и невероятно талантливая виолончелистка, посвятившая многие годы музыке в составе симфонического оркестра Бурятского театра оперы и балета, сольному исполнительству и преподавательской деятельности. Уже полвека она радует зрителей своим профессионализмом, неутолимым трудолюбием и рвением к такому благородному и прекрасному делу — служению во имя искусства. 

Начала свой творческий путь в театре Вера Валентиновна артистом оркестра в 1974 году после окончания «Улан-Удэнского музыкального училища им. П.И. Чайковского» (ныне «Колледж искусств им. П. И. Чайковского») в классе преподавателя заслуженного деятеля искусств России Михаила Лазаревича Балдаева. В годы обучения юная виолончелистка проходила мастер-класс и общалась на творческой встрече с великим виолончелистом XX века — Мстиславом Леонидовичем Ростроповичем, что, в свою очередь, дало неизгладимое впечатление и мощный стимул продолжать развивать свои музыкальные способности. Школа виолончельного мастерства Михаила Балдаева взрастила в Вере Валентиновне такие качества, как артистизм, глубокое ощущение музыки и раскрепощённость техники. 

Уже в стенах театра Вера Валентиновна сконцентрировала и приумножила свои навыки: после первого театрального сезона работы она стала помощником концертмейстера группы виолончелей Бурятского театра оперы и балета, исполнителем сольных партий в различных оперных, балетных спектаклях, а также неоднократно принимала участие в симфонических концертах в качестве исполнителя-соло и ансамблиста. 

Художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балета, маэстро Владимир Рылов вспоминает о знакомстве с Верой Именохоевой в 1986 году: 

«Одним из самых ярких, волнующих, самых приятных и важных воспоминаний, которые я храню уже в течение 35 лет, для меня было знакомство с солисткой оркестра, виолончелисткой — Верой Именохоевой. Тогда она была просто Верочка: чудная, юная, очень красивая и с замечательным звуком, уверенно сидящая на первом месте виолончельной группы. А тогда ведь были довольно сильные виолончелисты — такие потрясающие музыканты, как Михаил Лазаревич Балдаев, Валерий Цыденович Гасланов и другие яркие музыканты. И репертуар был в чём-то даже и шире, чем теперь, потому что спектакли у нас шли каждый день, нагрузка была огромная, и постоянно выходить на сцену к зрителям — это было счастье. «Лебединое озеро» с огромным виолончельным соло, которое начинается с труднейшего «до бемоля», почти неисполнимого — всегда это было интригующе и прекрасно. Наши оперные спектакли, наши концерты, где мы исполняли Генделя, Вивальди: труднейшие инструментальные партитуры, которые дают труднейшие задачи всем исполнителям и, в первую очередь, нагрузка приходится на тех, кто сидит впереди, а значит, и на первую виолончель, как и на первую скрипку, нашего незабвенного Сергея Георгиевича Окладникова — это был чудесный дуэт. Действительно работали душа в душу, потому что понимающие, умные глаза музыканта иной раз важнее и дороже, чем следующий за тем звук, хотя мы все прекрасно понимаем, что это и есть результат. Но сначала понимание, сначала договоренность, совместное общее желание найти правильный звук, правильную форму, которая влечёт за собой правильное содержание. Во второй мой приезд, когда опять возникла чудесная атмосфера в оркестре, когда мы сделали сложнейшую «Пиковую даму», «Кармину Бурана» и «Князя Игоря», «Бориса Годунова», которые и не уходили из репертуара театра — вся эта работа продолжается и сейчас. Я в третий раз приехал в Бурятию и Вера Валентиновна на месте. Опять те же умные глаза: мастерство взросло, накопился огромный опыт, огромное уважение и почёт, которым она окружена в оркестре, ощущается и создает такую замечательную, рабочую, дружескую и очень важную для результата оркестра атмосферу. Я надеюсь, что мы еще долго вместе поработает и порадуем и наших слушателей и наших коллег».
 

О музыкальных способностях Веры Именохоевой можно говорить бесконечно: за 50 лет службы в оркестре ею было сыграно колоссальное количество спектаклей и то, как она смогла передать в знаменитых виолончельных соло истинный смысл и академизм в исполнении — настоящий подвиг. Она буквально заражала слушателей и коллег вдохновением, раскрывала и обнажала души, что не могло остаться без внимания и восхищения. 

Валерий Волчанецкий, главный хормейстер и дирижёр БГАТОиБ рассуждает об участии Веры Валентиновны в многолетней истории театра: 

«В Вере Валентиновне я увидел такого человека, который отличается своей надёжностью, стабильностью, музыкальностью. Когда ею исполнялись соло из различных спектаклей репертуара театра — все эти качества были действительно заметны и мною ощущались, ведь тогда я занял должность главного дирижёра и был непосредственно близок ко всем моментам, связанными с артистами оркестра.

Мне доставляет удовольствие общение с ней не только во время репетиционного процесса, но также и в моменты, когда мы общались вне театра: от неё всегда можно было услышать хорошие советы и получать самодостаточные, профессиональные ответы.

Мы работали вместе очень долгое время и можно сказать, что это целая эпоха, в которой мы состояли в творческом сотрудничестве. 

На примере Веры Валентиновны можно проследить и понять механизм музыкальных традиций, переходящий из поколения в поколение. Это замечательно, когда человек заражает своим талантом не только своих коллег, а также и членов своей семьи. Они перенимают её одухотворённость, необыкновенную тягу к прекрасному: что каждый день нужно проживать с какой-то пользой, и эта польза как раз видна. Её дочь (Светлана Именохоева, заслуженная артистка Республики Бурятия/Концертмейстер группы флейт) и внучки (Евгения Именохоева, артист оркестра и Дарья Башинова, артист балета) тоже пошли по профессии артиста и это — крайне важно, ведь на связи между поколениями держится вся наша работа и если она теряется, то очень тяжело её восстановить. Я считаю, что Вера Валентиновна является примером для подражания: движения от мудрости, долгих лет служения театру, до передачи того особенного накопленного опыта своей семье».


Вера Валентиновна в первую очередь знаменита своей работой концертмейстера группы виолончелей. Эта должность весьма ответственна и требует больших эмоциональных, физических и артистических затрат. Александра Наталина (концертмейстер оркестра БГАТОиБ): 

«Вера Валентиновна — универсальный, зрелый, профессиональный и невероятно музыкальный человек. Я много лет наблюдаю за её работой с группой, работой в оркестре: мне всегда хотелось быть такой же основательной и спокойной, как она. Её внешний и внутренний порядок помогает и поддерживает всегда, играть с ней было и есть одно удовольствие.

Работа концертмейстера тяжелая и многогранная. В ней есть важная задача — чтобы люди пошли за тобой слушали и понимали. Порой бывает сложно тянуть всё за собой и заставлять себя, но Вера Валентиновна умеет подавать такие сильные импульсы, что хочется пойти за ней. Её уважают за верный подход к работе: то, каким она была концертмейстером — это настоящий профессионализм.

Я многому научилась от неё именно знаниям о концертмейстерской работе, потому что возможность обучиться той мудрости, что в ней есть и вживую увидеть яркий пример классической школы концертмейстерства и оркестровой игры даётся не каждому». 


Роль Веры Валентиновны в становлении виолончельной школы в Улан-Удэ весьма весома и значительна: под её началом воспитывалось и развивалось не одно поколение музыкантов. Ученики музыкальных школ и студенты «Колледжа искусств им. П. И. Чайковского» хранят в памяти её всеохватные методы обучения игры на виолончели, живой пример «пения на инструменте», продолжение традиций классического исполнения с элементами новшества и самовыражения. 

Для своих коллег Вера Именохоева стала настоящей легендой симфонического оркестра театра, мудрым наставником и близким другом. 

Новое поколение артистов оркестра Бурятского театра отзываются о ней с трепетом, уважением и восхищением её профессионализму, музыкальности, качествах лидерских и человеческих: 

«Когда мы с Верой Валентиновной начали совместную работу в оркестре, я понял насколько она интересный и уникальный человек, который посвятил свою жизнь Бурятскому театру оперы и балета. Такие музыканты, как она, всегда будут цениться, потому что они знают и владеют репертуаром досконально, ведь невозможно обучить специалиста всем тонкостям и тем ощущениям нюансов, которые Вера Валентиновна выполняет уже на автомате — это нарабатывается исключительно годами
.



Мне кажется, что для неё театр — это жизнь. Вера Валентиновна отдала всю себя творчеству, что не может быть не замечено. Следующие поколения артистов оркестра должны быть благодарны ей за её глубокое погружение в театральную историю, за мудрость и профессионализм. Я уверен, что Вера Валентиновна прослужит театру ещё многие годы и очень рад знакомству с таким артистом», — говорит Игорь Кузнецов, инспектор оркестра БГАТОиБ. 

«Вера Валентиновна — очень душевный человек, с ней достаточно просто общаться, несмотря на её многолетний опыт и профессиональные знания. После моего приезда в Республику Бурятия, у нас буквально с первых репетиций появилось доверие друг другу, наша совместная работа шла в хорошем контакте и в последующем сотрудничестве у нас сложились очень тёплые, искренние отношения. Мне очень нравится в ней то, как она ненавязчиво подсказывала некоторые моменты в ходе работы над оркестровыми партиями, как она может найти подход к абсолютно каждому музыканту и помочь сделать их работу лучше и качественнее. Чему меня лично обучила Вера Валентиновна, так это деликатности в плане направления внимания именно на те детали, которые ,действительно, нужны. Восхищает также её чувство юмора и необъятный оптимизм, который остается с ней всегда, несмотря на трудности нашей профессии. Вера Валентиновна всегда может найти такие слова, которые тут же расслабят обстановку и поддержит так, что у всей группы появляется желание сыграть ещё лучше и сплочённее. Она — душа нашей группы. В ней есть та искра, которая объединяет нас», — отметила Анастасия Власюк, артист оркестра БГАТОиБ, коцертмейстер группы виолончелей. 

«Вера Валентиновна —пример для нас, вдохновитель, опытный советчик, хороший друг. Для меня огромная честь работать с ней. Меня восхищает её элегантность, красота и рассудительность.


Во время работы с ней я чувствую невероятную энергию, которая вдохновляет меня на творчество и стремление сделать настоящую музыку, что очень важно в ансамблевом исполнительстве. Слушать соло в спектаклях в исполнении Веры Валентиновны — это настоящий подарок: возникают такие трепетные, нежные чувства от такого благородного, богатого звука виолончели, которым она может затронуть самую глубину души. Своим невероятным талантом и мастерством вдохновить каждого», — Нямхуу Нацагдорж, артист оркестра БГАТОиБ. 

Вклад Веры Валентиновны Именохоевой в творческое развитие не только Бурятского театра оперы и балета, но и для всей культурной жизни республики неоценим. Она удостоена звания «Народной артистки Республики Бурятия» (2013 год), награждена медалью «За заслуги перед Республикой Бурятия» (2018 г.) и почётной грамотой «Народного Хурала Республики Бурятия» (2016 г.)

Театры

907

Страницы истории балета Бурятии. Бакалин Васильев

85 лет назад, 3 ноября 1937 года, родился Бакалин Николаевич Васильев — народный артист Бурятской АССР, преподаватель Бурятского хореографического училища, почетный профессор Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, публицист и общественный деятель