Литература

Откуда пошли героические буряты

30 мая 2019

243

К 255-летию основания бурятского казачества издана  книга «Буряты-казаки на службе Отечеству»

«Быть сему». Эти слова император Николай I собственноручно начертал на Положении о создании Забайкальского казачьего войска (ЗКВ), сформированного 17 марта 1851 года. Однако история бурятского казачества и боевое содружество родоплеменных объединений бурят и служилых государевых людей, скреплённое кровью, пролитой в боях, началось задолго до официального формирования ЗКВ.


Научно-популярное издание, книга«Буряты-казаки на службе Отечеству» (авторы - составители – Баясхалан Дабаин  и Цыденжап Батуев, редакционная коллегия – Ц.Б. Батуев, Б.Ц. Жалсанова, А.В. Махачкеев) 


Верой и правдой служили Отечеству

Как написано в новой книге «Буряты-казаки на службе Отечеству», подготовленной на основе исторических документов, в 1674 году отряды хана Гыгэна напали на районы, прилегающие к Балаганскому, Идинскому и Братскому острогам. И тогда на помощь малочисленным гарнизонским отрядам пришли ангарские буряты: вместе они отразили набег чужеземцев. Ещё один показательный пример успешных объединенных действий казаков и бурят — кровопролитное сражение, произошедшее в 1688 году в пади Убиенной неподалёку от Селенгинска. В той исторической битве с войском чужеземного предводителя Очирой Сайн-хана отряд казаков и бурят под командованием ссыльного украинского гетмана Демьяна Многогрешного сумел нанести сокрушительное поражение захватчикам.

Как известно, окончательное завершение формирования бурятского казачества подтверждено Указом Сената от 22 июня 1764 года, когда иррегулярным войскам бурят был придан статус официальных воинских формирований Российской империи. Это историческое событие произошло 255 лет назад.

— 255 лет — немалый срок,- считает один из авторов книги, доктор исторических наук Цыденжап Батуев. — К большому сожалению, многое за это время забыто и безвозвратно утеряно.

И в самом деле, информации о бурятском казачестве в последние годы было немного — капля в море. Поэтому настоящее издание можно рассматривать как продолжение немногочисленных публикаций об истории создания и становления бурятских казачьих полков, об их героизме на службе Российскому государству.

«Не уронил чести на фронте и внук закаменского атамана Цырена Кочетова Пунцык Цыренов. Он воевал на Восточном фронте: служил стрелком-разведчиком на бомбардировщике „Дуглас“. После войны Пунцык Цыренов трижды кряду становился чемпионом Бурятии по национальной борьбе».


К слову, в новой книге приводится немало историй, повествующих о доблести и отваге бурятских казаков и воинов, принадлежащих к казачьему роду. Один из первых героических поступков представитель бурятского казачества (его имя пока не установлено) совершил в период Крымской войны (1853-1856 годов): вынес с поля боя адмирала Павла Нахимова. Другой, не менее героический поступок казаки-буряты совершили в начале прошлого столетия, сразу же после подавления боксёрского восстания в Китае: они сумели вынести из охваченного пламенем храма Сандан-си священную реликвию- статую Зандан-Жуу и тайно вывезти её из города. Операцией по спасению буддийской святыни, в которой участвовал и бурятский учёный-казак Гомбо Бадмажапов, руководил начальник телеграфно-почтовой службы российского посольства в Китае, тамчинский казак Николай (Найдан) Гомбоев. Воистину это подвиги людей, которые верой и правдой служили Отечеству.

Автор этих строк и один из авторов этой книги долго размышлял над вопросом о глубинных истоках подвигов наших земляков, разведчиков и снайперов, которые проявили чудеса отваги и храбрости.

Боевое содружество русских и бурят скреплялось веками

В этом смысле нужно назвать имена одних из лучших советских разведчиков — полного кавалера ордена Славы Бато Дамчеева, кавалера пяти боевых орденов Доржи Тыхеева, выдающихся снайперов — Героя Советского Союза Жамбыла Тулаева, кавалеров ордена Ленина Цырендаши Доржиева, Арсения Етобаева, Шагдара Кулырова. Конечно же, бурятские воины, мужественно сражавшиеся в период Великой Отечественной войны и в последующих войнах, — это прирождённые охотники, умеющие попадать белке в глаз, и умелые следопыты, которым от рождения дано знать звериные тропы, прекрасно ориентироваться на местности, и как говаривал разведчик, отец народного артиста СССР Кима Базарсадаева -Базарсадо Иванов, уметь ходить тише воды и ниже травы. И все же давайте посмотрим в корень. Присущие легендарным бурятским солдатам Великой Победы лучшие качества воинов — это у них в крови. Ведь, если говорить об их прирождённых качествах, то все начиналось задолго до Великой Отечественной войны. Если вспомнить, и об этом написано в новой книге о бурятах-казаках, то буряты во время русско-японской войны входили в состав горно-разведочной команды, бойцов спецотряда «охотников», которой руководил есаул Владимир фон Эксе. А во время Первой мировой войны казаки-буряты были включены в состав отряда особого назначения (при штабе Северного фронта, которым руководил поручик Леонид Пунин.

Предтечей храбрых бурятских воинов, особо отличившихся в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, во время Чеченских войн, был славный забайкальский казак, имя которого указывалось как Созон Тынжиев. Он в боях на Кавказском фронте во время Первой мировой войны сумел уничтожить, проявив недюжинные отвагу и мужество, 15 врагов. На самом деле, как выяснил автор этих строк, забайкальского «Кузьму Крючкова», уроженца местности Тарбалджей звали Цэрэнжавэй Зана. Его судьба сложилась драматически: он был вынужден эмигрировать в Монголию, проживал в сомоне Дадал Хэнтэйского аймака. Куда более трагично сложилась судьба другого бурятского казака, славного сына Жаргалантуйской долины — Гомбо Бадмажапова, попавшего под мясорубку репрессий 30-х годов и расстрелянного. Впрочем, во время репрессий попали сотни, тысячи бурятских казаков.

Важнейший период в истории потомственных казаков-бурят — Великая Отечественная война. Помимо потомка санагинского казака, полного кавалера ордена Славы Бато Дамчеева, на фронтах великой и страшной войны образцы героизма проявили имеющие казачьи корни и представленные к званию Героя Советского Союза Даши-Дондок Унтанов, Николай Цыдыпов, Дылык Абидуев. В 1945 году во время войны с японскими милитаристами в ожесточенном бою с вражескими смертниками участвовал потомственный забайкальский казак-буддист Илья Эрдынеев.

Из наградного листа (на медаль «За боевые заслуги») сапёра 29-го отдельного мотострелкового батальона Илью Эрдынеева:

«...Тов. Эрдынеев в период войны с японским агрессором безупречно выполнял боевые задания... Благодаря проворности, высокой настойчивости и личной инициативе, в течение суток находясь в холодной воде, поставленная задача была выполнена досрочно...»


В книге приводятся примеры героизма, проявленного потомками бурятских казаков во время других вооруженных конфликтов. Так, в Афганистане особо отличился уроженец села Оронгой, капитан Батожап Батуев. Это легендарный воин-интернационалист сражался в составе известного 177-го отельного отряда специального назначения Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.11.1982 года он награждён орденом Красной Звезды (посмертно).

Действительно, в этой книге на исторических фактах рассказывается о поистине героической истории бурятского казачества.

— Ещё много интересного и поучительного из истории предков казаков остается в забвении, — говорит Цыденжап Батуев. — Это нам нужно сегодня не только, чтобы отдать дань памяти славному героическому прошлому, но это не менее важно для нашего настоящего и будущего.

По его словам, будущие поколения должны знать, как веками воспитывалось чувство служения Отечеству, как скреплялось боевое содружество русских, бурят и других народностей, живущих в нашей республике.
Автор: Баясхалан Дабаин

Литература

99

Сотворение мира: новый миф от Галины Раднаевой

Поэзия Галины Раднаевой полна символов душевных странствий человека в лабиринтах памяти и воображения. Ее мироощущение настолько причудливо, что можно сказать: оно напоминает хранилище памяти об иных мирах и связи времен, образах общей (коллективной) человеческой памяти, и оно мифологично.

Литература

163

Шаги мои были мне крыльями…

Все должно быть отпущено человеку полной мерой: радость и горе, торжество и боль, слезы восторга и слезы разочарования.