Литература

В Национальной библиотеке Бурятии отметили 100-летие писателя Африкана Бальбурова

24 мая 2019

171

В Национальной библиотеке Бурятии отметили 100-летие писателя Африкана Бальбурова
Воспоминаниями о нем поделились не только его земляки из улуса Корсунгай Нукутского района, где родился и пошел в школу будущий писатель. Сотрудники ИД «Буряад үнэн» подробно рассказали его интересную биографию.

13-летним подростком он поступил в фабрично-заводское училище имени Постышева Улан-Удэ. Начинал в качестве слесаря по ремонту станков в паровозо-механическом цехе еще строящегося Улан-Удэнского паровозо-вагонного завода. Он выпускал свою многотиражку «Гигант Бурятии», где стал писать свои заметки, статьи и зарисовки молодой рабочий Африкан Бальбуров. Он успевал работать и учиться в вечерней школе, в 19 лет он напечатал в заводской газете первую свою новеллу с необычным названием «Песня об ушедших кошмарах». Это было произведение в духе своего атеистического времени о судьбе бурятской девушки и ее борьбе с шаманами. В течение 1939-1940 годов юноша написал целую серию рассказов об армейских буднях. Затем издал книгу «Новеллы».

А когда закончил Бурятский педагогический институт, начал работать в промышленном отделе газеты «Бурят-Монгольская правда».
Принят в Союз писателей СССР еще до войны, в 1940 году.

В годы Великой Отечественной войны был младшим политруком, командиром маршевой роты. По ранению уволен в 1943 году. После войны стал редактором журнала «Байкал». С 1944 по 1947 год является корреспондентом Центральной газеты «Правда», затем сотрудник областной газеты «Правда Бурятии».




Как сотрудник научно-исследовательского института в Улан-Удэ, участвовал в фольклорных экспедициях по республике, Иркутской области. Встречался со многими улигершинами-сказителями, записал от них много устных народных преданий, сказаний. Феноменальная память позволяла ему практически не пользоваться записями.

С 1956 года — ответственный секретарь литературно-художественного и общественно-политического альманаха «Свет над Байкалом», член редколлегии. В 1959 году бурятское книжное издательство выпускает новый сборник рассказов А.А. Бальбурова «У нас в Зэргэтуе».

 Принимал самое деятельное участие в преобразовании альманаха в современный журнал «Байкал» на бурятском и русском языках. С 1961 года — главный редактор издания. Он ставил цель — вывести журнал на всесоюзный уровень, — рассказал редактор этого журнала Булат Аюшеев и показал на экране обложки журнала тех времен.

Сейчас трудно поверить, но в те годы застоя и железного занавеса бурятский журнал начал расходиться в тридцати с лишним странах дальнего зарубежья — от Америки до Австралии и Новой Зеландии. «Байкал» выписывали и читали в 139 городах, краях, республиках СССР. В 1967 году журнал был представлен на всемирной выставке «Экспо — 67» в Монреале как полпред бурятской культуры и литературы.

В начале 60-х годов в Улан-Удэ и в Москве выходит первое крупное историческое произведение Бальбурова — роман «Поющие стрелы» о дореволюционной жизни бурят. В нем есть родовая легенда хонгодоров о переселении племени к Байкалу. Роман был переиздан в 1984 году в Улан-Удэ и получил широкое признание читателей.

В 1963 году в документальной повести «Приказываю жить», написанной совместно с Д.Д. Хилтухиным Бальбуров рассказал о герое ВОВ Гуржапе Очирове, который в годы Великой Отечественной войны был командиром партизанской бригады на Смоленщине. В 1965 году в журнале «Байкал» появилась повесть Бальбурова «Мы живём за Байкалом», позже изданная в Москве. Это путешествие по Бурятии глазами ее жителей самых разных профессий. Свои поездки по СССР и зарубежным странам Африкан Андреевич облекал в рассказы, очерки и новеллы, опубликованные в журнале «Байкал» и впоследствии вышедшие в свет отдельной книгой «По ближним и дальним широтам» в 1974 году.

Одной из самых интересных книг к 50-летию образования республики стала художественно-документальная повесть «Двенадцать моих драгоценностей». В ней Бальбуров передал образы земляков, их вклад в развитие республики. Сначала была выпущена издательством «Советская Россия» в серии «В братской семье народов», затем переиздавалась в Улан-Удэ. За эту работу он был удостоен Государственной премии Бурятской АССР. В 1973 году ему присвоено почетное звание «Народный писатель Бурятии».
Коллеги писатели вспоминают о том, что у него был прекрасный талант организатора. Умел общаться так, что его кабинет никогда не пустовал.


 Он мог бы написать еще много прекрасных книг. Но очень много времени Африкан Андреевич потратил на организационную работу, — говорит народный писатель Бурятии Владимир Митыпов.

— У Бальбурова с его сильным, своевольным характером сложилась нелегкая судьба. Он страстно любил свой народ, хотел для него многих свершений, порою шел наперекор начальствующей воле, за что «заслуженно» получал взыскания, выговоры, публичные и негласные порицания. Из-за своего бунтарского энергичнейшего характера он частенько попадал в немилость властей, — написал о нем в своей книге «Встреча, как преддверие судьбы» соратник Эрдэни Уланов.

В 1976 году Африкана Андреевича отправили в творческую ссылку в Алма-Ату. Там он и умер, в расцвете творческих сил. Хоронить писателя привезли в Улан-Удэ.
Автор: Туяна Зондуева

Литература

16

Писатель Алексей Тенчой: Мое творчество учит - мы не должны делать мир безобразнее и уродливее, чем он был до нас

Автор многочисленных произведений на русском и бурятском языках, сценарист и драматург, в прошлом буддийский священнослужитель, в небольшом интервью рассказал о том, как переехал в Москву, какие цели преследует своим творчеством, что самое важное в его жизни, в чем заключается уникальность его произведений.

Литература

203

Поэт из Бурятии побывал на Дагестанской книжной ярмарке

Событие, которое впечатлило и вдохновило поэта и драматурга Александра Лыгденова на размышления о родном языке — это Дагестанская книжная ярмарка Тарки-Тау и антитеррористический книжный форум-фестиваль «Литература против террора», мероприятия прошли с 19 по 21 сентября 2019 года.

Литература

194

Сотворение мира: новый миф от Галины Раднаевой

Поэзия Галины Раднаевой полна символов душевных странствий человека в лабиринтах памяти и воображения. Ее мироощущение настолько причудливо, что можно сказать: оно напоминает хранилище памяти об иных мирах и связи времен, образах общей (коллективной) человеческой памяти, и оно мифологично.