Литература

Гражданский и научный подвиг

5 декабря 2018

180

Талантливый и прозорливый исследователь, крупнейший ученый-литературовед и театровед, воспитатель целой плеяды ученых, организатор республиканской и сибирской науки, неутомимый общественный деятель – это все о нем, Василии Цыреновиче Найдакове.

Это был удивительно мудрый, неутомимый, многомерный человек. Василий Цыренович, по воспоминаниям коллег и учеников, обладал великолепной цепкой памятью, феноменальной, неистовой работоспособностью, умением все делать в срок. Его деловитость, точность и исполнительность давали поразительные результаты. Когда надо, мог быть жестким и требовательным. Избегал громкой шумихи, не любил помпезности. А в семье, в быту, в кругу друзей был весел и остроумен. Говорят, неплохо играл в шахматы.

Помню его портрет в галерее выдающихся выпускников филологического факультета Иркутского госуниверситета. Выпускник бурят-монгольского отделения Василий Найдаков был оставлен в университете преподавателем кафедры русской и зарубежной литературы. В 1959 г. он переехал в Улан-Удэ и стал сотрудником Бурятского комплексного научно-исследовательского института СО РАН. Был и на партийной работе, заведовал отделом науки Бурятского обкома партии.

Но вся его основная деятельность связана с Бурятским институтом общественных наук и Бурятским научным центром. Он заведовал сектором искусствоведения, работал заместителем директора и директором института, затем в 1989-1995 гг. — председателем Президиума Бурятского научного центра.

В нем органично сочетались таланты исследователя и организатора науки. В.Ц.Найдаков направлял усилия коллектива ученых на улучшение качества научных исследований, на разработку перспективных тем и проблем, точно определяя актуальные научные направления.

Основным направлением его научных исследований являлось изучение в контексте общего литературно-художественного процесса проблем становления литературы и искусства, соотношения национального культурного наследия и современной культуры, актуальных вопросов теории литературы. Его основные труды: «Бурятская драматургия» (1959), «Заметки о современной бурятской литературе» (1962), «Современные писатели Бурятии» (1969), «Традиции и современность в бурятской литературе» (1974), «Там, где плещет Байкал» (1979), «Путь к роману. История формирования бурятской прозы» (1985), «Бурятская советская драматургия» (1987), соавтор С.С.Имихелова, коллективная монография «История бурятской литературы». Тома 2-3. (1995-1997). В целом им опубликовано около 200 работ, в том числе 10 коллективных монографий. В.Ц.Найдаков является автором больших разделов в таких крупных монографиях, как «История многонациональной советской литературы», «История культуры Бурятии», «Очерки истории культуры МНР». Приведем отрывок из его книги «Непроторенными путями» (1984):

«...Большое значение для развития культуры, для духовного, социального прогресса бурятского народа имело создание общенациональной письменности, литературного бурятского языка, творческих союзов, театров и других учреждений художественной культуры. В республике работают союз писателей, союз художников, союз композиторов, союз архитекторов и союз журналистов, 4 театра, государственная филармония, ансамбль песни и танца «Байкал». В республике функционируют более 700 клубов и Домов культуры, около 800 киноустановок, 579 массовых библиотек и 4 музея с 5 филиалами. В республике издаются три республиканские, 19 районных и 11 многотиражных газет, журналы «Байкал», «Байгал» на русском и бурятском языках. Разовый тираж республиканских и районных газет достиг 227 тыс. экземпляров, журнала «Байкал» — 30 тыс. экземпляров.
...Культура Бурятии так же, как и любая другая национальная культура, щедро вбирает в себя лучшие черты и традиции культуры других народов.

Большое значение в развитии театрального искусства республики имели постановки на сценах театров Бурятии пьес, опер и балетов, написанных представителями различных республик страны, а также классиками мирового искусства. Это способствовало утверждению в бурятском искусстве интернационалистических традиций.

...Только за последние два десятилетия в Бурятии были проведены недели латышской, украинской и монгольской литератур, недели русского искусства, Всесоюзный праздник советской песни, три выездных заседания секретариата Союза писателей РСФСР, выездное заседание секретариата Союза композиторов РСФСР, неоднократные гастроли Ленинградского балета, зональная и Всесоюзная выставки художников, первый Всероссийский фестиваль молодых артистов оперы.

...В шестидесятые-семидесятые годы все заметнее становится вклад бурятского искусства в общую культуру народов страны. Бурятские пьесы идут во многих национальных театрах страны, становясь достоянием тысяч зрителей; расширяется география гастрольных поездок творческих коллективов Бурятии, выступавших не только в стране, но и перед жителями Вьетнама и Лаоса, Англии и Японии, Индии и Канады, КНДР и МНР, Ирана и ГДР, многих стран Юго-Восточной Азии и Африканского континента; в Третьяковской галерее и театральном музее имени А.А.Бахрушина, наряду с другими шедеврами, экспонируются лучшие работы художников Бурятии«.
Он обладал высоким чувством долга, социальной активности и гражданственности, вел большую общественную работу. Как вспоминал известный ученый М.И Тулохонов, «он был воистину един во многих лицах: председатель Спецсовета по защите диссертаций, член президиума Ассоциации востоковедов, член правления Общества монголоведов РАН, эксперт-консультант республиканского парламента, член редколлегий журналов и научных изданий. Вместе с коллегами выступал инициатором починов и движений за возрождение забытых традиций, за возвращение имен и трудов безвинно репрессированных деятелей науки и культуры, за восстановление исторической справедливости и отмену антиконституционных актов тридцатых-пятидесятых годов, за широкое изучение и преподавание бурятского языка».


Он мучительно переживал перемены после распада СССР. Одним из первых начал анализировать и осмыслять их последствия, первым воплотил свои раздумья в актуальнейшем исследовании «Становление, развитие и распад бурятской советской литературы». Рассмотрев закономерности и особенности драматической истории бурятской советской культуры, прошедшей за несколько десятилетий большой путь от небытия к расцвету, он определил ее сегодняшнее состояние, как распад...

Работа над 3-м томом «Истории бурятской литературы» потребовала от ученого титанического напряжения. И не хватило всего полторы недели, чтобы подержать в руках этот фундаментальный труд, не дождался. В отзыве на 3 том «Истории» министр образования и науки РБ, доктор педагогических наук, профессор С.Д.Намсараев писал: " У каждого народа есть своя история, самобытные культура, искусство и литература, и счастлив тот народ, который запечатлевает свою жизнь в Истории. Бурятский народ создал свою печатную «Историю литературы», в чем главная заслуга В.Ц.Найдакова, задумавшего написать колоссального объема академический трехтомник и сумевшего издать при жизни 2 и 3 тома. Это его свершение — своего рода гражданский и научный подвиг..."
Его глубокая духовная сопричастность к делам и думам современников, его трепетное отношение к отчему краю, родному слову, все, что он творил и создавал для блага народа, останутся в благодарной памяти поколений.
Автор: Туяна Самбялова, журналист, кандидат филологических наук

Литература

101

Сотворение мира: новый миф от Галины Раднаевой

Поэзия Галины Раднаевой полна символов душевных странствий человека в лабиринтах памяти и воображения. Ее мироощущение настолько причудливо, что можно сказать: оно напоминает хранилище памяти об иных мирах и связи времен, образах общей (коллективной) человеческой памяти, и оно мифологично.