Из истории бурятского народа

Прошлое и настоящее в современных родословных бурят

29 августа 2022

434

О новой книге «Арматан угайм юртэмсэ» («Вселенная моего рода Армаевых»)

Прошлое и настоящее в современных родословных бурят
Коллектив авторов в предисловии пишет: «Не знать историю рода — признак низкой культуры. А.С.Пушкин писал, что „неуважение к предкам — первый признак дикости, безнравственности“. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание — близок к искоренению.

...Каждое поколение передает свой опыт, традиции, которые складываются в семейные ценности. Одно из условий сохранения крепкой семьи — знание, соблюдение и передача этих ценностей новому поколению».


Слева  направо:Армаева (Хоборкова) Сыдып Сындеевна с правнучкой Ниной Кынзыбеевой, Армаева (Кынзыбеева)  Дулма Пагбановна


Надо признать, авторам С.Д.Армаевой, Т.В.Ахаржановой, Б.В.Ахаржановой, Н.Н.Кынзыбеевой, С.Д.Манзаевой в 10 главах книги удалось обстоятельно изложить богатую историю большого рода Арматан. Первоначальной точкой отсчета генеалогии рода послужила древняя легенда о хонгодорах, дошедшая до нас благодаря великому сыну бурятского народа, неутомимому собирателю Сергею Балдаеву. С.П.Балдаев в своем известном труде «Родословные предания и легенды бурят» приводит вариант родословной Арматан, записанный им со слов 78-летнего Пагбана Армаева 14 августа 1938 года: Хонгодор — Ашхай — Һохор Мүртэ — Шүлэнгэ — Мондой — Заба — Байма — Халту — Арма — Сэндэ — Пагбан. У Пагбана было четыре сына и пять дочерей. Из четырех сыновей двое погибли в Великую Отечественную войну. Сыдып Пагбанович похоронен на Пискаревском кладбище Санкт-Петербурга. Второй сын Данзан был учеником цанид-хамба Агвана Доржиева, одним из лучших хувараков Хандагатайского дацана. Защитив на отлично испытания на звание гэбшэ, Данзан лама попал под колесо репрессий, пропал без вести.

Сын Доржо был отдан родственникам, его потомки носят фамилию Манзыев. Младший сын Содном вернулся с фронта больной, но целительная сила тункинских аршанов помогла ему восстановиться, он прожил долгую и счастливую жизнь. У его потомков много детей и внуков, растут правнуки. У дочери Сэрэмпэ Пагбановны три сына и три дочери. Дочь Дулма была отдана родственникам, ее внуки сегодня продолжатели рода Кынзыбеевых. У дочери Ханды четверо детей. Дулма Пагбановна жила до 90 лет, у ее дочери Долгоржап трое дочерей. Сымжит Пагбановна — мать троих детей.


СемьяКынзыбеевых с соседями


Много интересных этнографических, исторических фактов в статье ветерана войны и педагогического труда Даба Гомбоевича Замбалова, рассказывающей об Армаеве Лопсон Гармаевиче, известном гэлэн ламе. Статья была опубликована в газете «Буряад үнэн» (№ 2 декабря 1999 г.) Армайн гэлэн известен во всей Тунке как служитель буддизма высокого ранга, прославившийся своими точными предсказаниями, как найжа (крестный), благословивший множество детей, также он прославился как человек необыкновенной силы. Рассказы о его богатырской силе со временем превратились в легенду. В последующих поколениях этого рода было немало сильных и смелых людей, доблестных воинов, защитников Отечества. Например, Баяр Николаевич Кынзыбеев во время службы в Бурятском ОМОН, трижды был командирован на Кавказ, тяжело ранен. Служил затем в УФСИН. Награжден орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, медалью «За отвагу», медалью «За отличную службу», нагрудным знаком «Отличник службы».

Сыновья Сэрэмпэ Пагбановны Бадма, Дыбшин, Дугар-Жап Молоновы славились недюжинной силой. Народный писатель Бурятии, доктор исторических наук Ардан Ангархаев передал интересный рассказ очевидцев о том, как Дыбшин и его брат Бадма играючи перебрасывали гирю весом 36 кг через большой амбар, стоявший во дворе (Ангархаев А.Л. Бурятский улус: этносоциальные и историко-культурные очерки. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2014. — 119с.) Дыбшин Цыдендамбаевич Молонов, заслуженный инженер БурАССР, много лет был на руководящих должностях в районе. Среди представителей Арматан много строителей, инженеров, учителей (есть ученый-географ), агрономов, специалистов сельского хозяйства, внесших свой весомый вклад в дело процветания и развития родного края, Бурятии и России.

Род Арматан прославился целителями. Пагбан Сындеевич Армаев (1876-1955) еще при жизни стал легендарной личностью. Приводится легенда, что он родился, держа в руке косточку. О его даре целителя-костоправа знала не только Тунка. Его внучка Софья Сырендоржиевна Шалбаева рассказывает о необыкновенном случае, когда к ним на лесную поляну приземлялся вертолет. Какой-то военный генерал привозил свою больную супругу к Пагбану Армаеву. Солдаты на носилках внесли ее в дом. Дед Пагбан, не имевший медицинского образования, без всяких приборов произвел точную диагностику, оказалось, что эта женщина получила травму позвоночника. Дед сумел ее вылечить.


Армаев  Пагбан Сындеевич


Спустя некоторое время вертолет вновь приземлился на поляне. На этот раз женщина сама спустилась с вертолета, они с мужем выразили огромную благодарность Пагбану Сындеевичу. В качестве презента генерал привез костюм, немецкую винтовку, рисовую крупу, муку высшего сорта, кусковой сахар (куски были размером с кулак).

Оказывается, знаменитый хлебороб Коймора Дамнин Шагжиевич Истаев (прототип героя романа Балдана Ябжанова), будучи на выставке ВДНХ в Москве, рассказал одному врачу о целителе — самородке из Тунки. А тот порекомендовал генералу, который решился с женой прилететь в Тункинскую долину.


Кынзыбеев  Баяр  Николаевич


Пагбан Сындеевич Армаев был жилистым, сильным, очень работящим и немногословным человеком. Он мастерил берестяные туески. В своей кузнице сам изготавливал нужные для хозяйства инструменты, снабжал соседей. В книге приводятся удивительные случаи исцеления больных, обратившихся за помощью. Воспитывал внуков в любви к природе, запрещал рыть землю без большой надобности, ломать деревья, осквернять источники. Он творил добро, врачуя и помогая людям. Его светлый образ запечатлен в творении народного писателя Бурятии Балдана Ябжанова «Хэрмэшэ».

Среди его потомков многие выбрали профессию врача или медработника, это Октябрина Хандирова, Намсарай Армаев, Михаил Санжимитыпов, Оюна Молонова, Данзан Молонов, Ганжима и Арюна Армаевы. Особо хочется рассказать о Нине Кынзыбеевой, которая получила в наследство дар целителя.


Кынзыбеева Нина Намсараевна


Почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник образования РБ Нина Намсараевна Кынзыбеева является известным костоправом и мануальным терапевтом. За 23 года служения людям вылечила огромное число больных с переломами, травмами, сотрясением, после ДТП, облегчила боль и страдания детей с ДЦП из разных районов республики, наших земляков, живущих в других городах бескрайней России.

Ее руки как сканеры, делают точную диагностику организма. Это работа с утра до позднего вечера, без выходных. На всё это нужно было найти время и силы. Откуда же она берет силы? Приведем ее слова, дающие ответ на этот вопрос: «Когда приходит усталость, за ней следом идет мысль о том, что не каждому человеку судьба дает возможность делиться своим жизненным опытом и мало кто в своей профессии зачастую находит внимательного и благодарного слушателя — в лице ученика, учителя, пациента. Искренняя благодарность окрыляет и вдохновляет. Мне иногда кажется, что судьба позволила мне прожить сразу несколько жизней. Спасибо всем, кто был и есть в моей жизни. Вы дали мне бесценный опыт жизни на земле». Пусть всегда Вас несут крылья вдохновения на благо людям!


Оюна Кынзымбеева

Молодое поколение этого большого и славного рода вносит свой вклад в развитие бурятской культуры и искусства. Оюна Кынзыбеева, балерина, со своим супругом Чингисом являются артистами Бурятского академического театра оперы и балета имени Г.Цыдынжапова. О.Б.Кынзыбеева в 2008-2010 гг. была ведущей солисткой балета Музыкального театра Республики Карелия. С 2012 г. она солистка балета нашего театра.

Алдар Кынзыбеев, один из талантливых молодых хореографов Бурятии, в марте 2020 г. принял участие в 1-ом хореографическом конкурсе им. народного артиста РСФСР П.Т. Абашеева. Алдар стал лауреатом 1-ой степени за постановку «Ромео и Джульетта» в номинации «Балетмейстер-постановщик», получил «Специальный приз» народного артиста РСФСР П.Т. Абашеева за постановку «Пепел».


Театр «Байкал». Валентина Юндунова и Алдар Кынзыбеев в  императорских костюмах  династии Юань.


В 2020 году был приглашен в Государственный цирк Республики Бурятия им. М.Х. Жапхандаева балетмейстером и артистом балета. Алдар Кынзыбеев обновил хореографию в мультимедийном шоу «Девять ветвей». С цирком гастролировал по городам Хабаровск, Северобайкальск, Калининград, Ялта. Освоил цирковые жанры «Иллюзия», «Вольтижная акробатика». 
В 2021г. он прошел дополнительную программу по повышению профессионального мастерства по теме «Иллюзия в цирке и на эстраде» в рамках Всероссийского вебинара для руководителей коллективов любительского циркового искусства. 

Пластический этюд «Дыхание Огня» для бурятской цирковой школы с удивительной хореографией Алдара Кынзыбеева получил:
— Гран-При 4-го международного фестиваля — конкурса любительского циркового искусства в г. Тюмень 14-17 марта 2021 г.;
— стал лауреатом 2-ой степени на 12-ом Всероссийском фестивале любительского циркового искусства в г. Урай 2021 г.; 
— стал лауреатом 1-ой степени открытого Всероссийского фестиваля — конкурса детско-юношеских и молодежных цирковых коллективов «Карнавал Сочи» 2021 г.;
— получил серебряную медаль на 21-х молодежных Дельфийских играх России в г. Красноярске в апреле 2022 г. 
В 2022 году он участвовал в пластическом цирковом спектакле «Zam-Life» в г. Улан-Удэ и Хабаровске.

Алдар Кынзыбеев является лауреатом премии мэра г.Улан-Удэ (2022).


Алдар Кынзыбеев в танце


Летом 2017 года потомки рода Мондой — Армаевы приняли решение о возведении ступы на территории Хандагатайского дацана. Ступа «Мүнхэ зула» («Вечная лампада») обладает магической силой добра, помогает людям обрести гармонию жизни, рассеивает тьму неведения, злобы, алчности, очищает от грехов. Лопсан Чойнзон лама (И.В.Сотников) привез из Монголии 108-томный «Ганжуур». Одноклассники и друзья Намсарая Владимировича и Сэсэгмы Дондоковны Манзаевых собрали деньги, но из Монголии отправили им в подарок еще один экземпляр «Ганжуур», сутры «Алтан Гэрэл», «Сунды», «Жаадамба». 

Привезли из места Бурхан Баабай (Хан Шаргай Ноён) священный песок. Все желающие преподнесли дар из 9 драгоценностей для ритуала «Бүмбэ нюуха». В строительстве ступы, завершенном 14 августа 2018 года, приняли участие 108 семей — продолжателей рода. 


Алдар Намсараевич Кынзымбеев

И вот на территории Хандагатайского дацана, заложенного Агваном Доржиевым 105 лет назад, где служил гэлэн лама Лопсон Армаев, горит вечная лампада благодарной памяти ушедшим поколениям, ставшими примером мужества, терпения, стойкости и добродетели. 

Фото из интернета и семейного архива Н.Н.Кынзыбеевой.
Автор: Туяна Самбялова, журналист, кандидат филологических наук.

Из истории бурятского народа

1

«Ребята учатся творить»: как прошли краеведческие сборы юных журналистов Бурятии в Селенгинском и Джидинском районах

С 18 по 25 июня 2022 года мне посчастливилось стать участником восьмидневной поездки в рамках образовательного проекта «Краеведческие сборы юных журналистов Бурятии в Селенгинском и Джидинском районах»

Из истории бурятского народа

401

Корни человека на земле

Небольшой рассказ о том, как в истории одного рода как в зеркале отразилась история всего народа

Из истории бурятского народа

316

Путем научных изысканий (журналисты-ученые)

В философии науки есть понятие выбора парадигмы, выбора той части исследования, которая в наибольшей мере созвучна внутреннему мотиву действия личности.