БУР

Прикладное искусство

На земле божеств

28 апреля 2018

76

Почему мир, в котором мы живем, так часто называем миром страданий? Наверное, потому что мы, не совершенствующие свой ум безопасно и постоянно, не способны понять, что, создавая возможность десяти важных встреч, Будда принимает бесконечные формы, и нет такого места, где бы он ни проявлял себя. В этом отношении Бурятия – особое, уникальное место, где так близки к человеку все эти божественные проявления, и потому у нас так много святых мест.

На земле божеств

Для
верующего буддиста наряду с тремя буддийскими святынями России — статуей Зандан Жуу, Атласом тибетской медицины, Драгоценным телом Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлова — непременно должна быть кяхтинская земля — лоно бурятского буддизма. Земля, с которой началось распространение Учения Будды в Бурятии.

Согласно своей клятве перед Буддой и ради блага народа в своем уже одиннадцатом перерождении именно здесь родился первый Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев. Священны место рождения и каждая пядь земли, связанные с деятельностью Заяа Хамбо, они должны почитаться бурятскими буддистами как места обитания бодхисатвы Очирвани, воплотившего в себе силу и мощь Будд трех времен, бодхисатвы Манджушри, который воплотил в себе ум Будд трех времен и бодхисатвы Арья-Балы, вобравшего в себя сострадание Будд трех времен. Они должны быть одним из главных мест паломничества наших верующих — хотя бы раз в жизни надо побывать на этой священной земле.


Рождение чудесного ребенка

Рождение чудесного ребенка в 1702 году на восточном берегу реки Чикой у подножья горы Хүгтэй Хаан в семье цонгольского нойона Зая Сахулакова можно назвать предвестием нового времени. С самого рождения мальчик обладал необычными способностями: в годовалом возрасте имел сознание семилетнего ребенка, в одиннадцать лет был рассудителен как восемнадцатилетний юноша. По преданиям, передававшимся из поколения в поколение, с раннего детства он говорил своим родителям, что станет буддийским монахом и пойдет в священную страну Тибет, чтобы изучать Дхарму. Дамба Даржа Заяев пришел в этот мир, чтобы изменить его, принести на эту благодатную землю Учение.

В местности Отсон Хаан, где родился первый Пандито Хамбо лама, поистине особая энергетика, располагающая к созерцанию и раздумьям — пожалуй, так и должно быть. А особо бдительные, по словам Хамбо ламы Аюшеева, могут распознать сокрытые тайны и сокровенные вещи, или найти ответы на свои волнующие вопросы.



У подножия горы сегодня раскинулся целый буддийский комплекс. Здесь, по преданиям, находится обитель бодхисаттвы Очирвани (Ваджрапани), олицетворяющего могущество всех Будд — добравшись сюда верующие могут поклониться статуе божества на алтаре в прекрасной пагоде.


Уроженец с. Шулуута Аюша Батомункуев  воздвиг на средства семьи субурган II Пандито Хамбо Ламе Содномпил Хэтэрхееву

Два величественных субургана сооружены в честь двух Хамбо лам Дамба Даржа Заяева и Содномпила Хэтырхеева, который с малых лет принял монашество, учился у Зая Хамбо и после стал его преемником.

Увековечивание его имени в буддийской ступе взял на себя Аюша Батомункуев из села Сагаан Шулуты. В этом месте Дашанима Абидуев из Энхэ-Тала построил два деревянных дома.

Удивительной силы аршан


В 2008 году на сакральном месте, где родились два иерарха бурятского буддизма, найден удивительный аршан — вода запоминает любое воздействие, с чем бы она ни соприкасалась, значит, в ячейках памяти этого святого источника должны быть чудесные свойства исцеления и воздействия на человеческий организм.

— О том, что в данной местности должен быть аршан, — сообщил Хамбо лама Дамба Аюшеев, — рассказывает Аюша Батомункуев.

— В поисках источника мы бурили вручную в разных местах. Искали воду с помощью лозы, но ее не было.

Самую невероятную догадку во время своих медитаций нашел Хамбо лама Дамба Аюшеев — глубинная духовная связь Заяа Хамба со своим перерожденцем Этигэлэй Хамба может проявиться и здесь, потому надо оттолкнуться от расположения родового колодца Пандито Хамбо ламы Этигэлова в местности Улзы Добо возле Оронгоя. Он сам побывал там, измерил шагами расстояние от Субургана Хамбо ламы Этигэлова до его колодца с серебряным аршаном, прибыв на Отсон Хаан, отмерил такое же расстояние от юрты и указал, что аршан должен быть именно в этом месте. Приехавшие на помощь рабочие с бурильной установкой, решили, что вода на склоне горы может быть не выше уровня 200 метров. При трех попытках бурильщики натыкались на подземную скалу, ломали бур. Но к удивлению специалистов водоносный пласт был обнаружен на уровне 30-31 метра.


Аюша Батомункуев с супругой Викторией у колодца на Оцон хане

— Удивительной силы аршан, — рассказывает Аюша Батомункуев. — Каждое лето провожу 3-5 дней на Отсон Хаане. — Поначалу вода дает мочегонный эффект, потом прибавляет физическую силу. Ее хочется пить бесконечно.

А Хамбо лама Дамба Аюшеев заключил: «Из-за схожести вершины Отсон Хаана с головой льва и склона горы с телом льва можно назвать этот источник воды «молоком львицы».




Бугорочек земной, где тоонто зарыто


Панди́то Хамбо́-ла́ма IДамба́-Доржо́ Зая́ев (Дамба-Даржай Заяев17101776) — бурятскийрелигиозный деятель, первый главабуддистов Восточной Cибири в 1764—1776 годах.
Первый бурятский лама, получивший полноеклассическое буддийское образование в Тибете. Распространитель буддизма в Бурятии,основатель Цонгольскогодацана.
Родился в 1710 году на восточном берегу реки Чикой, у подножья горы Хуугтэй-Хаан, в семье цонгольского нойона Зая Сахулакова. В 1725 году отправился в Даа-Хурээ, затем в Пекин и через пограничный город Синин — в Тибет. По пути в Лхасу совершил паломничество на место рождения Цонкапы в Кумбуме.
С 1734 года в течение 7 лет обучался на факультете Гоман-дацан монастыря-университета Палден Дрепунг, одного из трёх великих монастырей школы Гелуг. Получил обеты гецула от Панчен-ламы Лобсана Еше. В 20-летнем возрасте получилобеты гелонга от Далай-ламы VII Кэлсанга Гьяцо. В совершенстве овладев знаниями «10 буддийских наук», в возрасте 25 лет успешно сдал экзамены на степень геше (бур.гэбшэ) — «доктора буддийской философии». В 1732 году вернулся на родину.
В 1741 годуудостоен аудиенции императрицы Елизаветы Петровны, которая дала официальноесогласие на его просьбу разрешить свободно распространять буддизм среди бурят. В 1757 году стал настоятелем (ширээтэ) Цонгольского(Хилгантуйского) дацана.
В царствование Екатерины II 22 июня 1764 года, походатайству нойонов селенгинских родов, вышел указ Пограничной канцелярии об
утверждении Дамба-Доржо Заяева в должности «Главного Пандито Хамбо-ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала» и главного над всеми ширээтэ селенгинских дацанов.
В 1767 годубыл одним из членов комиссии, созванной Екатериной II для разработки проекта
нового религиозного уложения. В 1775 году принял участие в составлении Селенгинского уложения,одного из первых документов обычного права ясачных народностей.
В период правленияЗаяева были построены 10 больших и 6 малых дацанов. Самый большой из них — резиденция ПандитоХамбо-ламы Цонгольский дацан «Балдан Брайбун», названный в честь тибетского
монастыря Палден Дрепунг.
Умер в 1776году в местности Талын Харгана близ города Селенгинска.
Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев и поныне оказывает сострадание ищущим встречи с драгоценным Учением Будды и следует практике десяти благих намерений. Чудес на бурятской земле много, что верующие к этому относятся достаточно спокойно — в свое время буддизм в Бурятии достиг такого расцвета, что буддийских лам, достигших высших стадий реализации, обладающих всевозможными сиддхами, было достаточно много.

Казалось бы, найти священный сосуд бумбэ, заложенный в какой-то местности, без обозначения точных координат, — подобно поиску иголки в стоге сена, но ведь отыскивают. Также на Отсон Хаане найдено место, где стояла юрта, в котором предположительно протекала жизнь семьи Заяа Хамбы. Может, именно здесь находится тоонто, где зарыта его пуповина?



Скептики усомнятся, но издавна люди знали, что это святая земля, связанная с именем большого ламы. Потому Дмитрий Николаевич Максимов из ближайшего села Хутор, родом из казаков, даже будучи парторгом в советское время, не позволил своим сельчанам ставить кошары в сакральном месте во избежание его осквернения. Ветеран труда в 2003 году приезжал сюда, чтобы указать на то, что ему было известно здесь.

Кандидат исторических наук, археолог Александр Дондопович Цыбиктаров, родом из соседнего с Отсон хааном села Шарагол (Шоргоолжо, Хутор), вызвался провести изыскания на местности — удача сопутствовала ему. Ученый обратил внимание на небольшой бугорок, под которым обнаружил несколько сложенных камней, почерневших от копоти — камни очага в юрте. Дальнейшее вскрытие культурного слоя указывало, что в этом месте действительно находился родовой очаг родителей Заяева. Именно на этом месте Отсон Хаана возведена юрта, совпадающая по периметру с той, которую некогда знал будущий Хамбо лама — в ней сегодняшние ламы проводят молебен.

Напротив Отсон Хаана находится гора Дуудадаг хада (Зовущая гора). По сохранившимся преданиям, возвращаясь после 18-летнего отсутствия в родных краях, именно с этой горы будущий Хамбо лама Заяев позвал свою мать, может, побежала она с пригорка навстречу, а может, смотрела, сложив козырьком ладонь, на тот берег Чикоя, чтобы увидеть, как сын будет преодолевать мощный поток реки.


Восточной берег реки Чикой у подножья горы Хүгтэй Хаан

Говорят, Дамба Даржа Заяев перекинул через Чикой свою буддийскую накидку — орхимжо и как по мосту перешел по ней на родной берег.

Первый Пандито хамбо лама Дамба Даржа Заяев, считается, божественного происхождения, пять раз перерождался в Индии, затем пять раз перерождался высоким служителем Будды в Тибете. Следующие два перерождения — бурятские. Перерожденцем Хамбо Ламы Заяева люди называли Пандито Хамбо Ламу Этигэлова. В 1912 году Этигэлов доказал, что он перерожденец Д.Д. Заяева, когда приехал в цонгольский дацан. Вместе с ламами он провел там трехдневный хурал, после которого указал место для переноса дацана, добавив, что там находятся ритуальные предметы, принадлежавшие I Пандито Хамбо Ламе Заяеву. Так и оказалось. Дело в том, что перед уходом еще в 1775 году, Пандито Хамбо Лама Дамба Даржа Заяев у подножия горы Хумун-Хаан заложил ритуальный кувшин-бумбэ, предсказав, что в будущем на этом месте будет построен дацан. Невероятное вероятно.

Ранжун Маани — Самопроявляющаяся мантра



Побывав в этих святых местах, нельзя обойти еще одно сакральное место. В полутора километрах от дацана «Балдан-Брэйбун» находится местность Ранжун Маани. Настоятель дацана Бато лама Шареев рассказывает, что, когда Хамбо лама Заяев обратился к высшим иерархам буддизма Далай-ламе и Панчен ламе, чтобы определить свои предыдущие перерождения, тот указал, что с этим вопросом надо обратиться к Чойжон сахюусану. Заяев со 146 учениками провел молебен и призвал Чойжон Гомбо Махагала Сахюсана — гневное воплощение бодхисаттвы Арьяа Балы. В этом месте Хамбо лама Заяев в глубокой медитации получил ответ на свой вопрос. В подтверждение его высокого происхождения и как результат его практики на скале проявилась мантра божества любви и сострадания Арьябалы — ОМ МАНИ БАДМЕ ХУМ. Так Арьябала дал знак, что распространение буддийской философии здесь будет успешным, и потому бодхисаттва в этой местности будет пребывать бесконечно долго.

С самого своего земного рождения Хамбо лама Заяев имел осознанное стремление распространять драгоценное Учение Будды в местах, не тронутых проповедью, и укреплять ее там, где оно уже распространилось. Он один из тех, кто для того, чтобы стать источником чистейшей Дхармы, прошел долгий путь учебы и лишений, одиноких странствий, неустанной борьбы и размышлений, горьких поражений и изумительных побед.


Сколько бы ни пытались в годы невежества самопроявляющуюся мантру, которая по сути для громадного большинства буддистов является повседневной молитвой, стереть ее, иссечь, но она проявлялась на прежнем месте вновь и вновь. Мне представлялось, что самопроявляющаяся мантра видится плоским изображением, словно выведенным красками. На самом же деле она как будто высечена на камне объемно. Не каждому суждено, говорят, увидеть это чудо. Мне повезло — на один миг мантра мне показалась, но после, как бы я ни пыталась вновь ее увидеть, этого не случилось.

Удивительно красивый уголок природы — в ландшафт местности прекрасно вписался Дуган Арьябалы. Летом он утопает в зелени лиственных деревьев, весной о пробуждении природы возвещают дружные семейки сине-фиолетовых подснежников. Каждый день местные жители по очереди приходят сюда, чтобы зажечь зула для накопления себе благих заслуг и в будущем благого следствия.


Дуган Арьябалы

А какая энергетика — здесь хочется пребывать наедине с самим собой, чтобы прислушаться к своим самым искренним чувствам и понять что-то великое и такое необходимое. «Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным! Поищи их в глубине своего сердца». 
Автор: Серафима Очирова

Прикладное искусство

2866

Зандан Жуу

Возможно, самая ценная реликвия всего буддийского мира хранится в Бурятии.