БУР

Дацаны и монастыри

Анинский дацан (Ганден Шедублинг)

10 апреля 2014

1591

Анинский дацан (Ганден Шедублинг)

Анинский дацан является первым каменным зданием, созданным в русле самостоятельной бурятской архитектуры. С момента разгрома в 1930-е годы вплоть до сегодняшнего дня дацан пребывает в полуразрушенном состоянии. Однако фундамент и стены сохранившегося здания красноречиво свидетельствует о высоком мастерстве бурятских зодчих, их восприимчивости и способности к творческой переработке архитектурных идей различных культур. Монастырь пережил времена бурного расцвета и долгое время служил одним важнейших центров буддизма в Забайкалье. Сегодня Анинский дацан находится на пути к своему возрождению. 
Из бурятских исторических хроник известно, что самое первое здание Анинского дацана было построено из дерева на левом берегу небольшой речки Алан, впадающей в реку Ану, в 1795 году. Дацан получил тибетское название Ганден Шеддублинг, что можно перевести как «Рай Тушита, обитель проповеди и практики Учения». В бурятских исторических летописях сообщается, что Анинский дацан возник как небольшой семейный молитвенный дом хоринского тайши Дамба-Дугара Иринцеева (1768–1804), который построил его на собственные средства.

С годами, однако, дацан становится центром притяжения религиозной жизни хоринских буддистов. Поэтому в 1806 году хоринский тайша Галсан Мардаев испрашивает у иркутских властей разрешение на постройку рядом с деревянным каменного здания. Часть средств на строительство были выделены семьей умершего к тому времени Дамба-Дугара Иринцеева и действовавшим тайшой Галсаном Мардаевым. Основную сумму собрали простые верующие. В 1808 году новое здание цокчен-дугана (соборного храма) было закончено. Оно стало образцом блестящей инженерной мысли того времени. Устройство здания представляло собой объемную модель буддийской мандалы, мистической обители тантрийского божества. Центральная часть храма с четырех сторон дополнялась четырьмя пристройками. Южный пристрой храма был выше остальных и напоминал церковную колокольню высотой 25,5 метров, что, несомненно, было русским влиянием. Главным инженерным достижением бурятских архитекторов был каменный купол, который был пирамидой водружен на главный объем храма. Каждая из сторон купола была порядка 17 метров, а высота купола по центральной оси превышала 10 метров. Пристрои также увенчивались каменными шатровыми крышами, которые заканчивались двухъярусными фонариками. По словам Людвига Минерта, архитектура храма была «примером развития объемно-пространственной композиции ранних многоглавых храмов, впервые осуществленной в камне» (Минерт, 1983:137). С инженерной и архитектурной точек зрения старый цокчен-дуган Анинского дацана не имел прецедентов ни в Тибете, ни в Монголии, ни в российском Забайкалье.

В 1811 году пожаром было уничтожено старое деревянное здание Анинского дацана.

 
Спустя еще полстолетия из-за сильного разрушения на задней стене храма появилась трещина. Это стало причиной капитальной перестройки цокчен-дугана. Реконструкция храма продолжалась пять лет и совершенно изменила облик главного храма дацана. Высокий южный пристрой храма был укорочен до уровня первого этажа. На нем, как и на остальных пристройках, были возведены четырехколонные портики. От знаменитой пирамидальной крыши бурятские архитекторы решили отказаться. Вместо нее на главную часть храма были надстроены два этажа, уменьшающиеся в периметре с каждым ярусом вверх. Так храм получил четкое вертикальное членение, что в композиционном отношении превратило его в подлинную модель трехмерной мандалы (лойлона). Третий этаж храма увенчивался четырехскатной крышей с выгнутыми углами, в центре которой возвышался ганжир. Таким образом, новая архитектурная концепция Анинского дацана заключалась в строгой симметрии и четко выраженной центрированности всей храмовой композиции. Несмотря на то, что в новом облике храм стал ближе к тибетской стилистике, он все еще совмещал в себе следы влияния русского церковного зодчества и элементы китайского храмового искусства, оставаясь при этом блестящим образцом оригинального бурятского архитектурного творчества.

Главным недостатком главного храма Анинского дацана была его малая вместимость. Будучи одним из важнейших дацанов буддийской Бурятии, цокчен-дуган дацана нуждался в расширении. В 1899 году южный пристрой храма, который в старой своей версии напоминал собой колокольню, расширился в виде нового объема. Почти квадратное продолжение южной части храма было выстроено из дерева, обшито досками и покрашено. В этом просторном помещении размещались ряды с сидениями для лам и места для прихожан. Старое каменное здание храма продолжало служить главным алтарным помещением, в котором располагались статуи Будды, Дже Цонкапы, божества-хранителя дацана Махакалы и других божеств буддийского пантеона. По словам Базара Барадийна, побывавшего в Анинском дацане в начале XX века, «здешний дацан отличается красотой убранства статуй и очень просторен, так как алтарь составляет весь дацан без пристройки» (л. 55).

Однако цокчен-дуган Анинского дацана был лишь главным украшением всего его архитектурного комплекса. К началу XX века на его территории располагалось 12 культовых зданий, посвященных различных божествам. В конце XIX века верующие прихода Анинского дацана собрали средства на возведение гигантской статуи бодхисаттвы Майтреи. Статуя представляла Будду грядущего в стоячем положении, составлявшей в высоту 11 метров и выполненной из меди. Для этой статуи также был возведен небольшой храм. Неотъемлемой частью архитектурного комплекса Анинского дацана является каменная ограда с четырьмя воротами, построенная, как сообщает российский востоковед А.М. Позднеев, в 1885 году и заменившая деревянную. Периметр ограды, сохранившейся до наших дней, составляет 160 метров. 

 

Анинский дацан был одним из крупнейших дацанов Бурятии. Его штат состоял из 600 лам, а приход включал около 7 тысяч верующих. В дацане действовала книгопечатня, ежегодно издававшая 16 наименований монгольских и тибетских сочинений. Имелось специальное хранилище для 1613 печатных досок. На территории дацана было расположено множество хозяйственных построек и жилых домов. По оценкам А.М. Позднеева, всего на территории Анинского дацана имелось порядка 300 дворов. Очевидцы вспоминают, что дацан, находившийся на перекрестье торговых путей, был похож на небольшой город, в котором кипела повседневная жизнь. Дацан славился сильными школами буддийской философии (цаннид), медицины (мамба) и тантры (джуд).

В середине 1930-х годов Анинский дацан был закрыт, населявшие его ламы арестованы или разогнаны. Главный храм дацана некоторое время использовался как хозяйственное здание, а затем был осквернен и разгромлен. Однако старинное здание цокчен-дугана, пусть и в полуразрушенном виде, но все же сохранилось до наших дней.


В 1990–2010-е годы Анинский дацан постепенно поднимается из руин. В 2011 году вокруг старой каменной ограды на средства верующих буддистов были построены 108 субурганов. Каждый субурган имеет свой уникальный номер и закреплен за конкретными родами и семьями. К руинам главного здания вновь пристроен молитвенный зал. В ближайшие годы прихожане дацана планируют начать реставрацию главного здания дацана. Но уже сегодня Анинский дацан обрел бессмертие как великолепный памятник истории и культуры бурятского народа.
Автор: Николай Цыремпилов

Дацаны и монастыри

1511

Гусиноозерский дацан

Гусиноозерский дацан многие годы был центром буддизма в Восточной Сибири.