БУР

Дацаны и монастыри

Буддийский «космодром»

29 августа 2018

210

Есть святые места, где люди стремятся закончить земной путь. В Индии это город Варанаси, куда стекаются паломники со всего мира, чтобы попасть после смерти в рай. В Бурятии это место в 120 км от Улан-Удэ по международной трассе, соединяющей Монголию и Россию


Из истории

Гусиное озеро (по-бурятски, Хул Нуур) — священное озеро для всей Бурятии. На юго-западном, северном, восточном берегах озера, длина которого составляет 25 километров, в 1741, 1743, 1784 годах появились Гусиноозерский (Тамчинский), Ацайский и Загустайский дацаны, одни из старейших в этнической Бурятии. Именно отсюда началась экспансия буддизма школы Гэлуг на восток и север Бурятии.

Более подробно мы остановимся на одном из этих дацанов — Ацайском. Другое его название — Атаганский, поскольку в приходе преобладали буряты атаганова рода. Тибетское название — Тубден Даржалинг. Хранитель — Чойжал (Каларупа). Исторически находился в 2 км от посёлка Бараты.


Автор фото: Елена Круглова 

По данным Генин-Дармы Нацова, дацан первоначально был основан в 1743 году в войлочном дугане бурятами двух атагановых родов, подгородного, а также шести булагатских родов в устье речки Загустай (на территории нынешнего Гуиноозерска).

Когда этот дуган обветшал, новый деревянный дуган построили на северном берегу Гусиного Озера в местности Мэргэн Шанаа среди семи маленьких озер. Во время наводнения на реках Химнэ (Темник) и его протоке Цаган-Гол, впадавшей в одно из семи озёр, уровень воды поднялся настолько, что эти озера слились сначала в два, а затем в одно огромное озеро, ныне Гусиное. Из-за наводнения дацан перенесли в устье речки Аца к югу от горы Бату-Мандал. Продолжающееся наводнение заставило в 1745 году перенести дацан на северо-восточную сторону озера в местность Табхар, к южному склону горы Хан Хонгор уула. Со временем, когда этот храм обветшал, на его месте построили новый и продолжили проводить совместные хуралы и моления.

В 1784 году деревянный дацан сгорел, и предводители восьми и шести селенгинских родов, переселившихся в эти края соответственно из Монголии и Предбайкалья, для дальнейшего распространения буддизма далее по Бурятии решили строить родовые дацаны отдельно. Таким образом, именно в этом году на восточном берегу Гусиного озера, к востоку от нынешней станции Загустай, был построен Загустайский дацан, в приходе которого состояли буряты шести булагатских родов. А Ацайский дацан, прихожанами которого были в основном атаганы, возвели ближе к прежнему месту, на правом берегу речки Аца, южнее горы Бату-Мандал.


Автор фото: Елена Круглова 

В 1795 году к главному Цокчен дугану добавились Шигемуниин дуган и храм Аюши. В течение ХIХ века построили ещё семь сумэ: Гунриг, Догшидын, Дэмчог, Хурдэнэй, Шагдарын, Манлайн (Отошо), Найданай.

Первым бурятским ширээтэ ламой стал Ширап-Жамцо Мункуев. В 1786-1791 годах ширээтэ ламой был нойон цоржи Галсан Лхундуб, далее — Намжил Дангуев (1794-1816), Ринчин Балсанов, Зана Буянтуев, Лубсан Цэнгунов, Жалсан Гэрэлов, Доржи Цэнгунов, Ванчинжаб Цэрэнжапов. По Г-Д. Нацову, в 1910 году ширээтэ ламой был Доржи Цэнгунов.

О пребывании в Ацайском дацане гэлуна Этигэлова, будущего XII Пандидо Хамбо ламы, свидетельствуют следующие строки его послужного списка, составленного в 1913 году: «... перемещен для пользы службы в Ацайский дацан 17 января 1890 года; уволен согласно прошению по болезни из штата ламайского духовенства 10 августа 1890 года».

В 1930-х годах во время антирелигиозных гонений ламы были репрессированы, а сам дацан ликвидирован постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР № 30 от 28 мая 1935 года. К 1945 году все здания буддийского комплекса были снесены.


Талын Харгана — место Ухода в Нирвану первого Хамбо ламы


К приходу Ацайского дацана, кроме атаганов северного берега Гусиного озера, относились буряты шести булагатских родов, проживавшие в Бургастайском булуке к югу от озера. Именно здесь, в 6 км от Новоселенгинска, в местности Талын Харгана, ушёл в Нирвану первый Пандидо Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев. Это был сознательный шаг великого йогина, благословившего продвижение Учения Будды к сердцу Бурятии — Гусиному озеру, где и поныне стоит Тамчинский дацан, более двух веков являвшийся главным буддийским храмом Восточной Сибири. Продолжая движение на восток, перерожденец Заяа-хамбо Дашидоржо Этигэлов много лет был ширээтэ ламой удивительного Янгажинского дацана, от которого эстафету в суровое время антирелигиозных гонений отважно подхватил Иволгинский хамбинский дацан — ныне центр российского буддизма.

В 2007 году в Талын Харгана был возведён субурган в честь Ухода Д-Д. Заяева в Нирвану, а в 2012 году здесь при поддержке президента России В. В. Путина началось строительство Дворца Белой Тары, как главного храма возрождающегося Ацайского дацана. Напомним, что в 1764 году по благоволению российской императрицы Екатерины II Великой Указом Пограничной канцелярии Дамба-Даржа Заяев был возведён в сан I Пандидо Хамбо ламы. В память об этом великом событии бурятские буддисты почитают российских самодержцев, верховных правителей как воплощений Белой Тары — богини сострадания, долголетия и исполнения желаний. В рамках празднования 250-летия Института Пандито Хамбо лам России 25-26 сентября 2014 года состоялось освящение и открытие Дворца Белой Тары, как главного храма Ацайского дацана. Хамбо лама Дамба Аюшеев назначил ширээтэ ламой дацана Содбо Айсуева, много лет являвшегося главным астрологом Иволгинского дацана.


Автор фото: пресс-служба Иволгинского дацана
При освящении Дворца Белой Тары 25-26 сентября 2014 года Хамбо лама Дамба Аюшеев образно назвал местность Талын Харгана буддийским космодромом и даровал его всем, кто принял Прибежище в Трех Драгоценностях, всем, кто знает истинную цель человеческой жизни и стремится в Знании достичь совершенства, всем, кто еще в пути познания смысла жизни, на пути обретения и накопления добродетелей, на пути самоосознания и обретения веры... Для каждого из нас силой сострадания Хамбо ламы появилась возможность получить те неземные, драгоценные преимущества уйти в следующее благое рождение именно из этого великого места. Своим уходом в нирвану отсюда, в далеком 1777 году, I Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев отметил его своим бессмертием. И потому, тот, кто верует, тот достигнет этой высшей цели, обретя освобождение...

По словам ширээтэ ламы Содбо Айсуева, автором архитектурного проекта, а также элементов внутреннего и внешнего декора храма, стал преподаватель факультета буддийской живописи и иконографии Буддийского университета имени Дамба Даржа Заяева Чимит лама Доржиев. Неземную красоту Богини Белая Тара безупречно сумел отразить в центральной скульптуре дворцового алтаря талантливейший резчик по дереву, житель с.Верхняя Иволга Иволгинского района Сергей Бадмацыренов. Строительство Дворца всемерно поддерживало руководство Селенгинского района (В.Б. Цыбикжапов).


Белая Тара дарует долголетие

В ознаменование 275-летия Ацайского дацана и во имя долголетия всех матерей живых существ 13 июля с.г., 30 числа по бурят-монгольскому календарю, во Дворце Белой Тары ламы дацана во главе с ширээтэ ламой начали уникальную месячную практику почитания Белой Тары, дарующей долголетие и исполняющей желания. В этот период ламы дацана Балдан Брэйбун и Дуйнхор дугана на Верхней Березовке в течение 5 дней создали песочную Мандалу Белой Тары, впервые в российской истории с изображением самой богини.


Автор фото: Елена Круглова 
Практика закончилась через месяц также 30 числа по бурят-монгольскому календарю, которое выпало на 11 августа, хуралом Жинсрэг (Огненная пуджа), проведенным ламами Дуйнхор Дугана во главе с Буда ламой (Цыденовым), разбором песочной Мандалы с участием и по благословению Пандидо Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. На берегу Селенги состоялся ритуал Лусад тахилга (почитание духов водной стихии) с поднесением части песка Мандалы. Хамбо лама также провёл хурал с участием лам южных дацанов Бурятии.

В честь 275-летия Ацайского дацана 11 августа после обеда здесь состоялись Три игрища мужей — скачки, стрельба из лука, борьба, а также бурятские шахматы, разбивание хребтовой кости, шагай наадан (бабки) с участием спортсменов трех южных районов, а также Улан-Удэ.

 У этого святого места есть история и будущее. Сегодня здесь строят буддийский комплекс. Верующие молятся Белой Таре, просят долголетия, обращаются с просьбой больше не рождаться в Сансаре. Два противоречивых желания: просьба о долголетии и готовность уйти из этой жизни! Каждый человек желает жить долго, буддист же, желая прожить длинную жизнь, ради блага окружающих готов в любой момент со спокойным сердцем уйти из этой жизни! Это сложно понять, тем более сложно осуществить, — тот, кто сможет это сделать, достигнет буддийского рая! В этом и уникальность местности, — говорит XXIV Хамбо лама Дамба Аюшеев. — Верующие посадят здесь деревья. Это место мы назовем «Место утренней свежести». Место рождения выбирать не дано. Мы рождаемся там, где дали жизнь наши родители. Однако место ухода из физической жизни мы выбираем сами. Для настоящего буддиста очень важно, где он уйдет из этого мира. И Талын Харгана я считаю лучшим для уходящих. Верующие пожилые люди, предчувствующие уход, должны будут посетить «Место утренней свежести».

4 сентября в 18.30 в театре бурятской драмы состоится благотворительный концерт-марафон по сбору пожертвований на развитие и расширение храмово-культурного комплекса Ацайского дацана «Тубдэн Даржалинг». Спешите умножить свою добродетель, внеся посильный вклад в обустройство буддийского «космодрома» в Талын Харгана!

Да благословят вас Три Драгоценности!
Автор: Николай Бадмаринчинов, журналист

Дацаны и монастыри

2024

Гусиноозерский дацан

Гусиноозерский дацан многие годы был центром буддизма в Восточной Сибири.