БУР

Дацаны и монастыри

Гусиноозерский дацан

19 марта 2014

1381

Гусиноозерский дацан многие годы был центром буддизма в Восточной Сибири.

Гусиноозерский дацан
Гусиноозерский дацан,названный так по названию озера, вблизи которого он расположен, многие годы был центром буддизма в Восточной Сибири. Цокчен-дуган (соборный храм) этого дацана пережил годы империи, революций, советской борьбы с религией, а сегодня переживает период своего восстановления. И хотя теперь это Гусиноозерский дацан уже не является резиденцией главного буддийского первосвященника — Хамбо-ламы, он все еще сохранил благородный облик «столицы» буддийского мира России.

Гусиноозерский дацан имеет самое большое число исторических названий. Его тибетское имя — Ганден Даргьелинг, которое можно перевести как «Рай Тушита, прибежище распространителей Учения Будды». Среди других названий — Хулуннурский дацан (по бурятскому названию озера — Хүлүн нуур), Галутанурский дацан (по бурятскому переводу русского названия озера), Тамчинский дацан (по названию местности — Тамча), Хамбын хүрээ — или ставка Хамбо-ламы.
Согласно историческим источникам, дацан возник в 1741 в виде большой войлочной юрте, в которой совершали ритуальные службы ламы селенгинского правобережья.
Лидером этих лам, которых в те времена насчитывалось около ста человек, был Жимба Ахалдаев, сын хатагинского родоначальника, получивший религиозное образование в монгольской Урге. Вернувшись на родину, Жимба Ахалдаев сначала служил при главном в Забайкалье Цонгольском дацане, пока не решил построить свой дацан на другом берегу Селенги. Место для нового монастыря было найдено первым Бандидо Хамбо-ламой Дамба-Даржа Заяевым. Спустя несколько лет, на том же месте был заложен фундамент под деревянное здание дацана. После смерти Хамбо-ламы Заяева Жимба Ахалдаев приложил усилия для переноса центра буддизма Восточной Сибири из Цонгольского дацана в Гусиноозерский. Это соперничество длилось несколько десятилетий, пока в самом конце XVIII века Иркутский генерал-губернатор не признал первенство за дацаном на Гусином озере, которое он сохранял вплоть до своего закрытия в 1937 году.
Многие очевидцы, среди которых Петр Симон Паллас, А. Кастрен и А. Мартос, отмечали, что, несмотря на то, что Гусиноозерский дацан был центральным, его архитектурный облик отнюдь не соответствовал его положению. Дацан во многих отношениях уступал Цонгольскому, Агинскому и Цугольскому дацанам. Однако в 1856 году было выстроено каменное здание цокчен-дугана, которое вывело Гусиноозерский дацан в число выдающихся памятников бурятского религиозного зодчества. Об основательности строения говорит то, что фактически цокчен-дуган был завершен лишь три десятилетия спустя. Храм строился силами местных бурятских мастеров под руководством селенгинского мещанина Воронина. Как правило, русские «кураторы» строительства, наличие которых требовалось по правилам Министерства внутренних дел, выполняли лишь формальную роль.
Цокчен дуган представляет собой трехъярусный пирамидальный объем, каждый этаж которого уменьшается в площади по мере возвышения. В плане нижний этаж храма является прямоугольником, вытянутым с запада на восток (примерно 30×25 м). В боковых стенах имеется по шесть окон, северная стена сплошная, а на южную сторону выходят два окна и три двери. К южной же части храма примыкает замкнутый портик, украшенный каменной колоннадой, в которой колонны поставлены парами. Дацанские архитекторы существенно отошли в этом от тибето-монгольской и китайской буддийско-храмовой архитектурной традиции, где колоннады, как правило, были открытыми, а глухие портики никогда не использовались. При этом такая конструкция портика также нехарактерна и для европейской архитектуры. В результате архитекторы добились противоречивого и многозначительного эффекта изоляции портика от окружающей среды и его одновременной связанности с ней. По мнению Миннерта, в композиции входной части главного храма дацана «воплотились черты различных по происхождению архитектурных концепций, давшие оригинальный результат».
Стены второго этажа храма построены из бревен и обшиты досками. Небольшие окна выходят на низкий портик с деревянной колоннадой, который опоясывает этот уровень храма, позволяя делать ритуальный обход по всему периметру. Третий этаж представляет собой небольшой павильон размером 11×8 метров. Он также выполнен из бревен, обшит досками и имеет балкон, примыкающий к нему с южной стороны. Второй и третий этажи храма увенчаны изящными крышами с загнутыми кверху концами в дальневосточном стиле.
Главный храм Гусиноозерского дацана сочетает в себе спокойное достоинство и смелый прорыв в архитектурной мысли буддийской Азии. Сохранив классическую структуру мандалы, бурятские архитекторы внесли ряд элементов европейского зодчества. Неоднократно предпринимавшиеся проекты реконструкции храма (1880-е, 1960-е, 2000-е гг.) не исказили оригинальную мысль бурятских архитекторов, и сегодня цокчен-дуган Гусиноозерского дацана выглядит все также грандиозно и изящно, как и сто пятьдесят лет назад.
Однако цокчен-дуган всегда являлся хоть и центральной, но частью всего архитектурного ансамбля Гусиноозрского дацана. Восемнадцать малых храмов, окружающих цокчен-дуган посвящены божествам-защитникам и священным буддийским сутрам. Большая часть этих храмов не дожила до наших дней, как, например, храм Будды Майтреи. В этом храме стояла 13-метровая стоящая статуя Будды грядущего, отлитая из меди и покрытая сусальным золотом. До наших дней дожил храм, посвященный буддийскому раю Сукхавати. Ныне он находится на территории Этнографического музея народов Забайкалья и является частью музейной экспозиции. Через все перипетии XX века прошли и дожили до наших дней храмы Чойри и Аюши, воздвигнутые еще в середине XIX века.
Гусиноозерский дацан был широко известен своей философской школой, единственной разрешенной властями. В ней обучались хувараки со всей Бурятии, которые затем распределялись по другим дацанам. Не меньшую известность имела монастырская книжная печатня дацана, в которой, по некоторым сведениям, издавалось до 97 наименований книг на тибетском и монгольском языках. Ежегодно в дацане проводился Цам, или религиозное театрализованное представление с участием лам-танцоров, облаченных в костюмы. На это представление собиралось тысячи людей со всей этнической Бурятии. Всего в дацане постоянно проживало более 1000 лам, что делало его крупнейшим дацаном Восточной Сибири.
Гусиноозерский дацан сегодня является одним из действующих дацанов, входящих в состав Буддийской традиционной сангхи России. Он имеет официальный статус памятника архитектуры и истории федерального значения.

Николай Цыремпилов