Театральное искусство Бурятии

Бурятский дуэт на «Большом балете»

4 сентября 2020

472

Осенью 2020 года на телеканале «Россия-К» будет транслироваться 4-ый сезон всероссийского шоу «Большой балет», куда приглашаются артисты из ведущих театров страны.

Бурятский дуэт на «Большом балете»

Проект
ставит во главу угла поиск талантливых молодых балерин и танцовщиков и открытие новых звезд балета. Нынче был отправлен запрос и в адрес БГАТОиБ им. Гомбо Цыденжапова. Представить бурятский балет доверили начинающим молодым артистам, впервые принявшим участие в столь масштабном проекте, в программе которого предусмотрен всероссийский конкурс «Хрустальный пуант». В состав жюри конкурса вошли следующие лица: ведущие солисты балета Мариинского театра СПб Диана Вишнёва, народная артистка РФ и Фарух Рузиматов, народный артист РФ, лауреат национальной премии «Золотая маска»; хореограф Алексей Мирошниченко, заслуженный артист РФ; худрук балета Новосибирской оперы Денис Матвиенко. А ведущими четвертого сезона «Большого балета» были: звезда мирового балета, лауреат Государственной премии РФ — Светлана Захарова и всемирно известный оперный певец, дважды лауреат премии «Грэмми» Ильдар Абдразаков. Об итогах съемок пока не рекомендуется разглашать до истечения процесса работ над склейкой и прочими телевизионными фишками, призванных поразить воображение телезрителей.


Репетиция на проекте "Большой балет"

А пока поближе познакомимся с замечательными представителями балетной молодёжи — надеждой нашего театра Эрдэмом Сандаковым и его партнершей на конкурсе Харука Ямада. Они с большой самоотдачей и ответственностью готовились к съемкам под руководством педагогов Татьяны и Юрия Муруевых, бывших ведущих солистов балета, народных артистов РФ, за два месяца репетиций добившихся блестящих результатов. Дуэт имел успех на съемках, ими восхищались, особенно понравились их образы в костюмах в национальном стиле, так как они представляли партии из «Красавицы Ангары». Эрдэм очень хвалил своих педагогов и мастериц-рукодельниц из пошивочного цеха, которые специально в период пандемии приходили шить их костюмы. Видимо, готовили своих делегатов всем миром, а молодые артисты приложили все силы, чтобы оправдать доверие родного театра. Они танцевали на «Большом балете» и современный танец «A Rose», который им поставила хореограф-постановщик из Бразилии. Сумев преодолеть такого масштаба вершину, ребята набрались опыта, пообщались с ранее знакомыми друзьями по цеху, обрели новых хороших друзей. Успели побыть в роли вип-персон, живя за время съемок в фешенебельном отеле и имея к тому же 4-х специально приставленных помощников. И прославленные артисты из проекта, проходя мимо их репетиций, поощряли, подсказывали, давали полезные советы, что дорогого стоит. Значит, начинающим артистам нужно стараться быть в гуще событий: ездить, участвовать в разных мероприятиях, конкурсах и подобных проектах.


С бабушкой и дедушкой



Эрдэм с младшими братьями 

Эрдэм Сандаков, высокий, стройный, улыбчивый, которого можно назвать бурятским Цискаридзе, родился в селе Шибертуй, воспетом его великим земляком Дондоком Улзытуевым. Был обычным деревенским мальчишкой, бегал на Хилок купаться, ловить рыбу, помогал маме по хозяйству, занимался боксом, пока его родной дядя, известный солист балета Булат Раднаев, его супруга Вероника Миронова не открыли в нем природные данные артиста балета. Так Эрдэм по совету дяди и тети после окончания 4-го класса сельской школы поступил в хореографическое училище, и началась его дорога в волшебный мир балета. В младших классах, с 1 по 5 класс, вела у них уроки хореографии Волкова Евгения Сергеевна, с 4 по 8 класс преподавал Ремешевский Сергей Иннокентьевич, а выпустил уже Муруев Юрий Фролович. Эрдэм с благодарностью отзывается о своих преподавателях: «Все трое — великолепные педагоги, они научили меня всему тому, что имею сейчас». Во время учебы в хореографическом колледже Эрдэм принял участие в конкурсе в Монголии и занял там 2 место, готовил ему номер педагог Ю.Ф. Муруев. На 2 курсе танцевал в балете «Тщетная предосторожность» в сольной партии друзей. Эрдэм в 2018 году поступил на работу в балетную труппу БГАТОиБ. За два года работы исполнил различные партии, большие и маленькие роли. Запомнился зрителям в роли Лизандра в балетном спектакле Феликса Мендельсона «Сон в летнюю ночь» и другими работами. Выезжал на первые гастроли с партией Зигфрида («Лебединое озеро») в Мариинском театре г. Владивосток. В 2018 году впервые принял участие во всероссийском конкурсе «Арабеск», где занял 3 место.


Балет "Тщетная предосторожность"


На конкурсе "Арабеск"


— Эрдэм, расскажи, пожалуйста, о своей учебе в БРХК им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева, наверное, были сложности в освоении техники танцев, даже дилетанту ясно, что искусство балета требует кропотливой работы, колоссальной отдачи.

— Я начал танцевать с 2-6 классов маленькие партии, готовить какие-то номера. В 5-9-ых классах уже начал танцевать большие, сложные партии. Самой любимой была партия стражника из балета «Чипполино». Мне нравились танцевальные вариации, па-де-де, а самыми нелюбимыми движениями вначале были фондю, адажио, ронд де жамб анлер, т.к. нужно было держать ноги в воздухе, а ноги были еще слабые, испытывал трудности с прыжками, не мог оттолкнуться. Более или менее прыжки начали получаться, когда ноги стали крепнуть через год-два. Пока не думаю, что овладел сполна техникой танца, но потихоньку идем к этому, стараемся.


Первые гастроли с театром в г.Владивосток

— Эрдэм, как у любого человека, вероятно, есть у тебя какие-то мечты и планы на будущее?


— Пока думаю, что куда, еще не решил. Да, конечно, не без этого, имеются мечты, даже не лишенные амбиций, например, стать знаменитым артистом, выиграть какие-нибудь конкурсы, можно и международный конкурс. 


Первый день в Монголии

— В свободное от балета время, чем занимаешься, есть ли какие-нибудь другие увлечения?


— В детстве мне очень нравился бокс, но с поступлением в колледж, времени на него, конечно, не осталось. Сейчас, когда уже работаю в театре, практически не остается свободного времени, выходной один раз в неделю. Провожу его дома, сплю, читаю, смотрю иногда фильмы, как холостяк, готовлю себе еду, или ещё что-то делаю. 


С другом

— Да, свободным временем не можешь похвастаться. Можно сказать, что твоя жизнь принадлежит театру, искусству. И ты не представляешь себе другую жизнь, ты живешь жизнью своих героев, репетируя партии не только в движениях, но и мысленно. При этом включая не только мозги и мускулы, но и душу и сердце.


— Наверное, я и родился для театра, судьба моя быть танцовщиком балета.


У Эрдэма проходит госэкзамен

Харука Ямада — хрупкая, изящная, словно статуэтка, улыбчивая девушка родилась в городе Осака, «Водяной столице» Японии. С детства любила слушать шум волн, ветра, росла романтичной девочкой, мечтала стать балериной. Родители поддержали дочку и отправили ее во Францию учиться балету в Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца, которую окончила в 2014 году. Потом Харука переехала в Россию продолжить учебу в русской традиции балета, где в 2019 году успешно окончила курсы Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. Пригласил ее в Бурятию художественный руководитель БГАТОиБ известный Морихиро Ивата, усмотрев в ней хорошие данные и перспективы, и с 2018 года Харука начала работать в Бурятском государственном театре оперы и балета. Исполнила партию Мотылька в спектакле Феликса Мендельсона «Сон в летнюю ночь». Эрдэм характеризует свою партнершу как целеустремленную, талантливую, влюбленную в балет, немного стеснительную, но при этом общительную и добрую девушку. Она любит своих родителей, которых старается не огорчать, добиваться успеха в избранном ею творческом пути и радовать их.



Па-де-де "Талисман" (Харука Ямада, Эрдэм Сандаков)

Бурятский государственный театр оперы и балета, хотя и находится в периферии, достаточно известен своими достижениями, богатой традицией и славной историей. Если взять, к примеру, зрителей 70-х годов, то нас можно назвать счастливым поколением, заставшим звездную плеяду артистов, сумевших дать театру и статус, и особую ауру. Незабываемы образы красавицы Ангары, Одетты, Хозяйки Медной горы и др. в исполнении Ларисы Сахьяновой, в царственных, в полных достоинства, движениях которых ощущалось величие личности самой балерины. Артисты нашего времени обладали высокой внутренней и внешней культурой и служили эталоном, воспитывая нас, юных зрителей, даже на улицах. Мы с благоговением смотрели, как они ведут себя, одеваются, общаются с людьми и между собой. Благодаря им, наш театр был знаменит и востребован повсюду. Есть, у кого брать пример нашим сегодняшним, молодым артистам и балета, и оперы!


Лариса Сахьянова и Петр Абашеев



Возвращение домой после проекта "Большой балет"

Пожелаем талантливым молодым артистам балета Эрдэму Сандакову и Харука Ямада осуществить свои прекрасные мечты, исполнить самые лучшие партии и достичь высот мирового искусства балета.
Автор: Цырен-Ханда Дарибазарова

Театральное искусство Бурятии

484

Спектакль из далёкой деревни

Как бурятский театр создаёт постановки из легенд и реальных историй своего народа