Искусство народов Бурятии

Ёрдынские игры

7 апреля 2014

4420

Бурятские Ёрдынские игры, как и Олимпиада, проходят раз в четыре года.

Ёрдынские игры

Фото © erdy.ru

Ёрдынские игры — это Всебурятский межрегиональный этнокультурный фестиваль, достигший ныне почти всероссийского масштаба, который проводится раз в четыре года на побережье Байкала. Всего за несколько лет локально-бурятский религиозный шаманский молебен с элементами спортивно-культурного празднества вылился в этнокультурный фестиваль ряда народов Сибири, а затем и многих других территорий России.
В 2011 г. в Бурятских Играх участвовали делегации из 15 субъектов Российской Федерации: кроме самой Бурятии и Иркутской области, организаторов форума, прислали свои команды такие разные территории страны как Астраханская область, Забайкальский, Красноярский, Алтайский и Хабаровский края, республики Тыва, Алтай, Хакасия, Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ. Участвовали и зарубежные государства — Автономный район Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, Монголия, Республика Корея. Показателен состав делегаций: как правило, это известные мастера народной культуры, фольклористы, религиоведы, шаманы, спортсмены, активисты-патриоты.


Идея Ёрдынских игр возникла в среде бурятских активистов в 1990-х годах, и первоначально планировалось данное мероприятие как возрождение забытого бурятского религиозно-шаманского поклонения на священной бурятской горе Ёрдо в Предбайкалье. В первом чисто религиозном обряде, организованном инициативой бурятских религиозных активистов из Республики Бурятия в 2000 году и названном как Ёрдойн тайлган (молебен), приняли участие верующие-шаманисты из всех бурятских территорий Байкальского региона — самой Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Иркутской области, Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области. Но уже следующий религиозно-шаманский молебен перерос рамки родо-племенного бурятского события, вырос в большой этнокультурный праздник и получил название Ёрдойн наадан (Ёрдынские игры). Тогда же было принято положение, согласно которому этот национальный бурятский праздник должен проводиться один раз в четыре года.

Свое название бурятский шаманский молебен и игры получили от сопки Ехэ Ёрдо в долине реки Анги. Как известно, с седой древности вплоть до XVII–XVIII вв. у ее подножия ежегодно проводился крупный межродовой бурятский молебен-праздник эхиритов, одного из четырех основных племен бурятского народа, в котором принимали участие также ближайшие роды родственных булагатов и даже некоторые роды хори-бурят из Забайкалья.

В 2005 году праздник проводился уже как Ёрдынские игры и с еще большим размахом. По своей широте, зрелищности бурятских религиозных обрядов, мастерству выступающих фольклорных коллективов, а также и разнообразию национальных костюмов Ёрдынские игры явились важным событием в возрождении национальных традиций бурятского народа. Участники форума провели традиционные соревнования по стрельбе из лука, национальной борьбе, выступали фольклорные ансамбли, устраивались конные скачки. Два дня танцоры в национальных костюмах, певцы, музыканты демонстрировали свое мастерство. В программе были и национальные спортивные мероприятия. При этом традиционные бурятские состязания были дополнены национальными якутскими соревнованиями по метанию камня и перетягиванию палки. Другим красочным нововведением явилось избрание красавицы Игр, которое стало традицией. Но главным событием был и остается традиционный бурятский танец ёхор вокруг огромной горы. Танцующих в этом ритуальном танце с каждым новым праздником становится всё больше; они не только замыкают один круг вокруг горы, но и образуют два и более круга. Считается, что когда круг замкнут, то год будет богатым, плодородным. В 2005 году участников было более пяти тысяч человек.

Следующим важным современным элементом Игр является проведение научно-практических конференций по проблемам этнокультурного возрождения народов. Так, в 2011 году в рамках фестиваля состоялась Межрегиональная научно-творческая конференция «Культурные взаимодействия народов Сибири и Дальнего Востока», где обсуждались вопросы развития диалога культур народов Сибири и Дальнего Востока, о формировании региональной идентичности сибиряков, о роли субъектов культуры в распространении гуманистических ценностей, о разработке межрегиональных проектов в сфере духовного и физического развития, культуры и искусств. Планируется участие головных учебных заведений культуры и искусства Дальнего Востока и Сибири.

Ёрдынские игры 2011 года были определены как III Международный этнокультурный фестиваль — традиционный праздник народов Евразии. Было отмечено, что Сибирь стала колыбелью формирования многих народов, проживающих на территории Российской Федерации, и центральное место в этих процессах занимает Байкал, Прибайкалье.

Бурятский молебен на берегу Байкала, священного моря-озера многих народов Центральной Азии и Сибири, стал родным этнокультурным мероприятием для многих народов; бурятские шаманистские молебны переросли во всеобщий праздник национальных культур с песенно-танцевальными и спортивными играми ряда народов.

Таким образом, феномен Ёрды, изначально локально-бурятского родо-племенного шаманистского молебна с элементами празднества, при своем новом «прочтении» мгновенно трансформировавшегося в крупнейший этнокультурный праздник традиций многих народов Сибири, Поволжья и Урала, заключается в действительной актуальности вопросов возрождения традиционных культур народов Евразии, их единых духовных ценностей.

Возрождение Ёрдынских игр можно считать огромным шагом на пути к духовному и культурному обогащению, социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации. 

Искусство народов Бурятии

1444

Конкурс мастерства, смекалки и знаний бурятских традиций «Дүрбэн бэрхэ»

Бурятоязычный сегмент Интернета пополнился уникальной видеоверсией конкурса, поддержанного грантом Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив правительства Бурятии.

Искусство народов Бурятии

1731

«Рисовал углем на бабушкиной печке»

Владимир Шелковников — самородок. Он не поступал в специализированные академии, не получал дипломы. Его работы выставляются и признаются в разных странах, но он продолжает жить и работать в Бурятии.