Искусство народов Бурятии

Шагай наадан: учимся играть

11 февраля 2020

203

В книге «Шагай наадан»  рассказывается о более 30 видов игр. По мнению Цырже-Мэдэг Аюшеевой, самая легкая игра – «алтан сэргэ» (золотая коновязь), а самая сложная игра – «шагай шүүрэлгэ» (подбрасывание цепочки).

Шагай наадан: учимся играть

Фото Олега Ловцова

«Алтан сэргэ» – золотая коновязь
Для игры выбирают самую большую косточку (обычно коровью) – это золотая коновязь. Игроки делят кости поровну. Берут по три косточки и бросают по очереди. Сколько выпало «морин», столько ставят вокруг коновязи. У кого больше собрано «морин», тот и выигрывает.


Фото Р-Н.Базарова


«Шагай шүүрэлгэ» – подбрасывание цепочки
Каждый игрок подбрасывает косточку вверх: пока косточка-пуля летит, игрок должен успеть одной рукой отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать косточку-пулю. Подбросив косточку-пулю вторично, игрок захватывает в горсть любое количество по желанию косточек, не задевая при этом другие кости, и должен успеть подхватить летящую косточку-пулю  этой же рукой. Считается ошибкой, если косточка при падении задела грудь или стол  или была взята на грудь или живот, или из взятой горсти костей какая-либо выпадает, или при захвате задеты соседние косточки. Если захват осуществлен по этим правилам, то эти косточки считаются выигранными. Независимо от исхода попытки, ход передается следующему игроку. Игра идет до тех пор, пока не закончатся косточки на столе. В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество косточек.

«Мэлхэй» – черепаха
В игре участвуют два-три игрока с 78 косточками. Цель игры – построить из 78 косточек черепаху: 6 косточек в 6 рядов – спина, 3 косточки в ряд – голова, 4 косточки в два ряда – 4 ноги, 5 косточек на 4 ноги – пальцы, на спине с двух сторон 2 косточки – почки, сзади 1 косточка – хвост. Игроки по очереди кидают по 6 косточек. По числу выпавших «бүхэ»  строят определенную часть черепахи. Например, выпало 3 косточки в положении «бүхэ», часть черепахи из 3  косточек – это голова, значит, игрок строит голову: выпало 4 косточки – это нога и т.д. Игрок делает ход до тех пор, пока из выпавших косточек можно строить какую-либо часть черепахи. Игра продолжается, пока не появится силуэт черепахи. В конце игры каждый подсчитывает количество своих косточек в черепахе. У кого больше, тот и победил.

Малоизвестные безымянные игры шагай
Каждый игрок берет по 5 косточек. Начинает тот, кто находится со стороны восхода солнца. Он раскидывает свои косточки по ровной поверхности. Считает косточки, выпавшие в позицию «хонин», и так по часовой стрелке продолжают остальные до тех пор, пока не определится игрок, у которого большее количество косточек, выпавших в эту позицию.


Фото Р-Н.Базарова


Все игроки садятся в круг и собирают в одну кучу косточки. Оставляют себе по одной. Начинающий подбрасывает свою косточку вверх одной рукой и этой же рукой успевает отделить от кучи несколько косточек и ловить подброшенную косточку. Если игрок не справился, в игру вступает следующий. Побеждает игрок, который забрал все косточки.

Несколько косточек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки делятся на две команды. Они по очереди щелкают любую косточку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые косточки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила косточек.

Бег косточек: игрок щелчками по косточкам добивается того, чтобы его косточки обогнали косточки соперника.

Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга косточки. Побежден тот, чья косточка упала на бок или передвинулась.

Кидание косточек с ладони вверх. Пока одна косточка летит вверх, надо собрать в кучу косточки, расположенные врассыпную на стол
Автор: Елена Гармаева для «Новая Бурятия» по материалам книги «Шагай наадан» Улан-Удэ, 2018 г, автор Цырже-Мэдэг Аюшеева

Искусство народов Бурятии

354

«Рисовал углем на бабушкиной печке»

Владимир Шелковников — самородок. Он не поступал в специализированные академии, не получал дипломы. Его работы выставляются и признаются в разных странах, но он продолжает жить и работать в Бурятии.

Искусство народов Бурятии

463

Молоко на зиму и облепиховая мука. Особенности бурятской кухни. Часть третья — десертная

У бурят, как и у других кочевников, национальная кухня построена на строгом балансе мясных и молочных продуктов, которые дополнялись небольшим количеством растительной пищи и продуктов охоты и рыболовства.

Искусство народов Бурятии

1262

Этническая характеристика шаманского пантеона бурят (XIX-начало XX вв.)

Одной из характерных черт традиционной религии бурят является чрезвычайная обширность и сложность её пантеона. «Бурятский пантеон,- говорит С. А. Токарев,- необычайно богат и вместе с тем представляет собой стройную, иерархически построенную систему. Наверху стоят небесные боги — тэнгрии, заведующие небесными явлениями: грозой, дождями и пр., ниже — «цари» (ханы), по большей части души героев, знаменитых шаманов; ещё ниже — заяны и эжины: духи, управляющие отдельными местностями или отдельными событиями в жизни человека (болезни, те или иные занятия); это тоже духи умерших шаманов и др. Наконец, на низу находятся мелкие духи, злые, но слабосильные, — анахаи ада. Помимо этого иерархического расчленения мира духов... в нём существует разделение на «западную» и «восточную» половины: в первую входят светлые, благожелательные божества и духи, во вторую — тёмные, злые.