Искусство народов Бурятии

И краски мира стали ярче

2 июля 2019

374

XII Международный фестиваль «Ночь Ёхора» вновь подтвердил, что преданных поклонников у бурятского народного кругового танца много и даже непогода им не помеха.

И краски мира стали ярче
В отличие от прошлых лет, в этом году он проходил не два дня, а только один — возможно, поэтому в Этнографическом музее 29 июня народу было очень много. Вместе с участниками фольклорных коллективов, гостями и маленькими детьми на праздник собралось около пяти тысяч человек.


Хорошо ли, плохо ли топаешь ногой

Среди зрителей, которые, конечно же, были вовлечены в круг, мне встретилась женщина из Кижингинского района, которая специально выбралась в город, чтобы попасть на «Ночь Ёхора». На концерте национального оркестра республики Бурятия и солистов театра «Байкал» рядом со мной сидел мужчина из Заиграевского района, который впервые попал на этот праздник, а с другой стороны сидела женщина, которая рассказывала, что в 1963 году очень любила ходить в горсад, чтобы танцевать ехор.

Прошедший ливень с градом после засухи наоборот люди воспринимали как небесную благодать — легче дышалось, и от топота ног не поднималось облако пыли. Надевшим резиновые сапоги не страшны были даже лужи и грязь, которых, кажется, и не было. Целыми семьями пришли на этнографический праздник те, кто искренне любит искрометный бурятский хоровод, который выплескивается в красочный и зрелищный праздник. А самое главное — действующими лицами становятся все, кто оказался здесь.




«Наш бурятский хоровод взяться за руки зовет. Если встанешь с нами в круг, значит, ты — хороший друг. Хорошо ли, плохо ли топаешь ногой, безразлично ехору — он у нас такой.

Ехор наш танцуют так: влево шаг, и шаг назад величальной песне в лад. И весну, и Новый год славит ехор — хоровод» — такие поэтические строчки когда-то написал народный писатель Бурятии Цыденжап Жимбиев. И действительно, когда проходили мастер-классы по ёхорам, с удовольствием разучивали движения ехора и стар, и млад. В Grand-yokhor вставали плечом к плечу жители республики и ее гости, друзья и незнакомые люди. В наш быстрый век, когда к минимуму сводятся даже родственные контакты, многие люди бессознательно ищут решения проблемы тактильного голода и дефицита прикосновений. А ведь это ведет к беспокойству, повышенному уровню тревожности, стрессу и депрессиям. Доказано, что при недостатке тактильных контактов человек хуже спит и хуже работает. Чем наш ехор не телесная терапия против тактильного голода и нехватки прикосновений. Оказывается, прикосновение рук даже может снимать боль. Через прикосновение мы можем почувствовать состояние другого человека.




Кажется, «Ночь Ёхора» возвращает тем, кто пришел, радость жизни — на лицах людей появляется счастливая улыбка, а краски мира становятся ярче.


Что имеем — сохраним!


Несомненно, «Ночь Ёхора» ежегодно становится одним из самых ярких культурных событий лета в нашей республике, который ставит цель объединять людей, зарождать в обществе атмосферу дружбы и взаимопонимания. Но, кроме этого, у «Ночи Ёхора», которая проводится уже 12 лет, есть еще не менее важная миссия — распространение знаний о бурятском фольклорном искусстве; обмен опытом и установление контактов между исполнителями; консультационная и методическая поддержка творческих коллективов, в том числе детских, молодежных коллективов, исполняющих произведения народного творчества; создание современного ёхора с сохранением его национального колорита, его продвижение. Эту невидимую для нас, зрителей, работу Бурятский национальный театр песни и танца «Байкал» для сохранения уникальной аутентичной культуры бурятского народа.

В этом году в фестивале «Ночь Ёхора» в номинации «Аутентичный ёхор» участвовали 12 фольклорных коллективов. Среди них достаточны известны народный фольклорный ансамбль «Баян Сумбэр» из Кижинги, народный фольклорный ансамбль «Жэмhэг» из Тунки, народный ансамбль песни и танца «Санага» из Закамны, народный ансамбль песни и танца «Оронго» из Иволгинского района. Ехор иркутских бурят представлял фольклорный ансамбль «Ангара» Осино-Боханского землячества «Нютаг», шэнэхэнских бурят — ансамбль «Наян наваа» (г. Улан-Удэ), а Забайкальский край — народный фольклорный ансамбль ветеранов «Тумэн Жаргалан».




В составе жюри работали старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, доктор искусствоведения, член союза композиторов РБ Лидия Дашиева, заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии Правительства РФ «Душа России», руководитель образцового ансамбля народного танца «Булжамуур» Людмила Овчинникова, заслуженная артистка РБ Соёлма Чимитова, гость из Монголии, заведующий кафедрой народного танца профессиональной школы танца и цирка Монгольской государственной консерватории Алтанцэцэг Хосбаяр, преподаватель народно-хоровых дисциплин колледжа искусств им. П.И. Чайковского, заслуженный работник культуры РБ Жаргалма Цынгуева.

В этом году главный приз — 100 тысяч рублей — достался народному фольклорному ансамблю «Жэмhэг» из Тункинского района. Коллективы были поощрены также за популяризацию ёхора среди детей и молодежи, за командообразующий результат, за сохранение и развитие народных традиций, за уникальность танцевального наследия, за преемственность поколений.

Девять коллективов приняли участие в номинации «Стилизованный ёхор». Для участия в этом конкурсе свой ансамбль выставил медицинский центр «Диамед» и это еще одно доказательство популярности ехора. Если во многих аутентичных танцах отразились древние представления того периода жизни, то в стилизованных — современные ритмы и движения, характерные для сегодняшнего дня. Стилизованный ехор имеет право на существование, ведь в репертуаре самого «Байкала» целый микс различных танцевальных направлений, включая ехор. Диплома I степени за лучшую интерпретацию лексики движения ёхора удостоился народный ансамбль песни и танца «Аялга» с. Усть-Эгита Еравнинского района. Приятно, что участники были отмечены за создание современного ёхора с сохранением национального колорита — народный ансамбль песни и танца «Санага», за креативный подход в популяризации ёхора — ансамбль «Диамеда», за уникальность танцевального наследия — «Оронго», лучший сценический образ — народный фольклорный ансамбль «Байгалай долгин» из с. Ранжурово Кабанского района, популяризацию ёхора среди детей и молодежи — фольклорный ансамбль «hолонго» с. Хойтобэе Иволгинского района.



К «Ночи Ёхора» в этот раз примкнули участники проекта «Глобальный ёхор» — глобализация внесла свои коррективы в исполнение древнего танца предков. С 2011 года традиционный бурятский хоровод в рамках флешмоба танцевали в Австралии, Эмиратах, Финляндии, Канаде, Испании, Тайланде и Германии. В этом году видеозаписи ёхора прислали из Америки, Китая, Монголии, а также Санкт-Петербурга, Новосибирска, Иркутска и Иркутской области и районов республики. Пришедшие на «Ночь Ёхора» своими аплодисментами выбирали «Лучший ёхор в мире». В результате лучшим признали ёхор из села Санага Закаменского района, снятый глубокой ночью под дождём в свете автомобильных фар.

Семена добрых дел

Желающих ехорить не убывало и в 22 часа — за билетами порой выстраивалась очередь. На «Ночи Ёхора» гостей фестиваля ждали традиционные интерактивные площадки. Душа радовалась при встрече на территории Этнографического музея нарядных детей в национальной одежде — пришло время, когда современная молодежь открывает глаза на красоту национальной одежды и исконный смысл нарядов своих предков. Кроме конкурсов ехора, любой желающий мог принять участие в конкурсе исполнителей бурятской песни. Перед церемонией награждения театр «Байкал» показал гала-концерт «Yokhor show».



В этом году состоялся XII Международный фестиваль исполнителей народного кругового танца «Ночь Ёхора». Завершая 12-летний цикл по восточному летоисчислению, Бурятский национальный театр песни и танца «Байкал» воплотил в жизнь акцию «12 добрых дел». На большом экране зрителям был показан видеотчет о том, что было сделано. В рамках муниципальной программы «Зеленый город» 18 мая артисты театра посадили около 250 деревьев в парке «Юбилейный». Они освобождали деревья на территории Баргузинского дацана у Дворца Янжимы от шёлковых ленточек, которые причиняют вред зелёным насаждениям. 21 июня на территории БСМП для пациентов и медиков был организован «Добрый концерт» — необычное альтернативное лечение. Сшили сидушки и олбоки для лам, которые приедут на Посвящение Калачакры — Дуйнхор Ван, которое дарует в Улан-Удэ досточтимый Жадо Ринпоче. В конце мая коллектив театра организовал уборку у целебного источника Ариг Ус у села Ошурково Иволгинского района. Артисты театра дали благотворительный концерт в школе-интернате с. Шимки Тункинского района, оказали помощь благотворительному фонду «Аюр», Дому ребенка «Аистенок». Это только некоторые добрые дела, которые были инициированы театром «Байкал». Прекрасный пример для своих зрителей, достойный восхищения. В «Ночь Ёхора» наш любимый «Байкал» зарядил энергией не только тело, но и одарил душу теплотой, радостью, восхищением и любовью к родине. Праздничный фейерверк только усилил чувство восторга.


Фотографии Сергея Тарасенко 
Автор: Серафима Очирова

Искусство народов Бурятии

355

«Рисовал углем на бабушкиной печке»

Владимир Шелковников — самородок. Он не поступал в специализированные академии, не получал дипломы. Его работы выставляются и признаются в разных странах, но он продолжает жить и работать в Бурятии.

Искусство народов Бурятии

463

Молоко на зиму и облепиховая мука. Особенности бурятской кухни. Часть третья — десертная

У бурят, как и у других кочевников, национальная кухня построена на строгом балансе мясных и молочных продуктов, которые дополнялись небольшим количеством растительной пищи и продуктов охоты и рыболовства.

Искусство народов Бурятии

204

Шагай наадан: учимся играть

В книге «Шагай наадан»  рассказывается о более 30 видов игр. По мнению Цырже-Мэдэг Аюшеевой, самая легкая игра – «алтан сэргэ» (золотая коновязь), а самая сложная игра – «шагай шүүрэлгэ» (подбрасывание цепочки).

Искусство народов Бурятии

1262

Этническая характеристика шаманского пантеона бурят (XIX-начало XX вв.)

Одной из характерных черт традиционной религии бурят является чрезвычайная обширность и сложность её пантеона. «Бурятский пантеон,- говорит С. А. Токарев,- необычайно богат и вместе с тем представляет собой стройную, иерархически построенную систему. Наверху стоят небесные боги — тэнгрии, заведующие небесными явлениями: грозой, дождями и пр., ниже — «цари» (ханы), по большей части души героев, знаменитых шаманов; ещё ниже — заяны и эжины: духи, управляющие отдельными местностями или отдельными событиями в жизни человека (болезни, те или иные занятия); это тоже духи умерших шаманов и др. Наконец, на низу находятся мелкие духи, злые, но слабосильные, — анахаи ада. Помимо этого иерархического расчленения мира духов... в нём существует разделение на «западную» и «восточную» половины: в первую входят светлые, благожелательные божества и духи, во вторую — тёмные, злые.