Искусство народов Бурятии

Что творилось за сценой в финале конкурса «Баатар. Дангина»?

1 марта 2019

552

В Улан-Удэ 28-ой раз прошел межрегиональный конкурс «Баатар. Дангина»

Что творилось за сценой в финале конкурса «Баатар. Дангина»?
В Русском драматическом театре имени Н.А. Бестужева 27 февраля прошел гала-концерт межрегионального конкурса «Баатар. Дангина». В зале не было свободных мест, на каждое выступление горячо реагировала публика, которая «любила» в этот день всех конкурсантов без исключения.




Детки и молодые люди показали отличное знание бурятского языка и проявили волю к победе. Все конкурсанты тщательно готовились к творческим состязаниям заранее, молодые люди не только показали свои таланты, но и продемонстрировали, что невозможного в жизни нет. Преодолимо все: и страх перед выступлением, волнение, боязнь сцены, ожидание результатов. Ну, и конечно, самое главное, в этом конкурсе — это дружба и единение.

Участники были разделены по четырем номинациям «Эдир Баатар» и «Эдир Дангина», а также «Баатар» и «Дангина». Всего приняли участие 18 человек из 10 районов республики от 7 до 20 лет. В отборочном туре — 62. Перед участниками стояли три непростые задачи: первая — «Визитная карточка», вторая — «Энеэлдэе...!» — «Посмеемся...!», третья — «Уран бэлиг» — творческий конкурс и состязание благопожеланий.

Зрители видели одну сторону медали, красивую картинку и безукоризненные выступления, а вот за кулисами творилось самое главное, дети и молодые люди переживали и подбадривали друг друга. Царила атмосфера праздника и накала эмоций.

«Боялась выходить на сцену...»

В номинации «Эдир Дангина» приняла участие 11-летняя Камила Ванчикова со своим наставником — руководителем народного ансамбля «Ая ганга» из Джидинского района. Ей всего 11 лет, как призналась девочка, выходить на сцену страшно, когда на тебя смотрят сотни людей. Несмотря на трудности, Камила преодолела препятствия и ей присудили Диплом II степени.

Кстати, несмотря на юный возраст, девочка уже принимала участие в разных конкурсах, таких как: «Наранай Туяа», «Наследники традиций», «Алтаргана». Камила поет с пяти лет. В будущем мечтает стать артисткой. Кстати, все четыре наряда для девочки сшила ее тетя. Спонсорами выступила школа, глава поселения, друзья и коллеги родителей Камилы, а также коллектив ансамбля «Ая ганга».




Отважно и бойко выступил 9-летний Тамир Шубин из села Жемчуг Тункинского района. Мальчик же оказался в восторге от первого задания, он не ожидал, что зал так бурно отреагирует на выступление. Громкие аплодисменты и свист, воодушевили ребенка, и он ни капли не растерялся. Единственное, он спросил у мамы, когда в зале свистят, это хорошо или плохо?

— Мы долго думали, выступать или нет, а вот Тимур сразу решил, что поедет на конкурс. У нас в прошлом году сестра принимала участие, Дарья Ринчино, и ее наградили дипломом первой степени. Тимур видел как она старалась и как ей аплодировала публика. В этом году Тимур тоже решил принять участие в конкурсе. В свободное время сын ходит на секцию по боксу, за год у него накопилось немало медалей и наград, — рассказала мама Лариса Шубина.

Для выступления Тимуру сшили целых четыре костюма. На что ушло целый месяц. Лариса Шубина благодарит за поддержку Жемчугскую школу и детский сад.

«Баатар. Дангина» из Иркутской области

В соседнем регионе конкурс «Баатар. Дангина» имеет большой успех, и все, кто выигрывает районный этап, приезжают в Бурятию, чтобы блеснуть своими талантами.

Софье Поповой 15 лет, она приехала из поселка Ново-Ленино Иркутской области. Девушка впервые участвует в подобном конкурсе. Она хорошо владеет бурятским языком и занимается танцами, солистка ансамбля «Сагаан дали». В будущем думает серьезно заниматься хореографией.

— Мне сшили три костюма специально для этого конкурса. Изначально мы выиграли районный конкурс. Затем мы поехали в Усть-Орду и там стали победителями. Нам помогло приехать в Улан-Удэ все наше село, а также благодарим наших земляков в Улан-Удэ за то, что они для нас делают, сказала Софья Попова.

В отличие от Софьи Родион Шантанов из Баяндаевского района Иркутской области, опытный участник. В разные годы он принимал участие в Алтаргане и в других подобных фестивалях и конкурсах.

— Здесь уровень конкурсантов достаточно высокий. Чувствуется, что участники финала тщательно готовились. Здорово, что существует такой конкурс, в котором мы можем принять участие и представить свой район. Я стремлюсь к тому, чтобы свободно владеть родным языком, для меня это важно, также как знание традиций. В Баяндае большое внимание уделяют обучению родному языку. Во всем районе у нас четыре школы, где преподают бурятский язык с первого класса. Я прошел отбор на окружном этапе. Для меня этот конкурс много, что значит, здесь я знакомлюсь с конкурсантами и пополняю свои знания о бурятской культуре. С пяти лет я выступаю на сцене, я уже без этого жить не могу, — сказал Родион Шантанов.


Между тем, конкурс «Баатар. Дангина», который прошел в 28 раз, один из самых любимых, детки к нему готовятся заранее, и у него есть свои ценители.

Заместитель отдела культурно-массовых мероприятий Республиканского центра народного творчества, координатор конкурса Альбина Гомбоева отметила, что в этот раз задания изменились.

— Мы поменяли визитную карточку, и участники рассказывают не только о себе, но и своей семье, выдающихся людях своего рода. В этом году мы ввели просто творческий конкурс, дети сами выбирали то, что они хотели бы сделать, станцевать или рассказать стихотворение и т.д. Сделали упор на творческой составляющей, разносторонности детей. Также мы включили традиционную игру «Тэбэг». Игра распространена в Окинском и Тункинском районах. Мы включили конкурс благопожеланий-үреэлов, притом мы организовали жеребьевку и разные тематики ввели, — отметила Альбина Гомбоева.
Автор: Нина Сахилтарова

Искусство народов Бурятии

335

«Рисовал углем на бабушкиной печке»

Владимир Шелковников — самородок. Он не поступал в специализированные академии, не получал дипломы. Его работы выставляются и признаются в разных странах, но он продолжает жить и работать в Бурятии.

Искусство народов Бурятии

450

Молоко на зиму и облепиховая мука. Особенности бурятской кухни. Часть третья — десертная

У бурят, как и у других кочевников, национальная кухня построена на строгом балансе мясных и молочных продуктов, которые дополнялись небольшим количеством растительной пищи и продуктов охоты и рыболовства.

Искусство народов Бурятии

197

Шагай наадан: учимся играть

В книге «Шагай наадан»  рассказывается о более 30 видов игр. По мнению Цырже-Мэдэг Аюшеевой, самая легкая игра – «алтан сэргэ» (золотая коновязь), а самая сложная игра – «шагай шүүрэлгэ» (подбрасывание цепочки).

Искусство народов Бурятии

1223

Этническая характеристика шаманского пантеона бурят (XIX-начало XX вв.)

Одной из характерных черт традиционной религии бурят является чрезвычайная обширность и сложность её пантеона. «Бурятский пантеон,- говорит С. А. Токарев,- необычайно богат и вместе с тем представляет собой стройную, иерархически построенную систему. Наверху стоят небесные боги — тэнгрии, заведующие небесными явлениями: грозой, дождями и пр., ниже — «цари» (ханы), по большей части души героев, знаменитых шаманов; ещё ниже — заяны и эжины: духи, управляющие отдельными местностями или отдельными событиями в жизни человека (болезни, те или иные занятия); это тоже духи умерших шаманов и др. Наконец, на низу находятся мелкие духи, злые, но слабосильные, — анахаи ада. Помимо этого иерархического расчленения мира духов... в нём существует разделение на «западную» и «восточную» половины: в первую входят светлые, благожелательные божества и духи, во вторую — тёмные, злые.