Кино Бурятии

Александр Михайлов: «С буддизмом у меня очень трепетные отношения»

9 апреля 2019

291

Эксклюзивное интервью с легендой советского и российского кино

Известнейший артист театра и кино, на счету которого множество ролей, тот самый Василий из культового фильма «Любовь и голуби», которого знают зрители от мала до велика, рассказал о своём детстве в Забайкальском крае и любви к бурятской кухне, поделился мыслями о современной культуре и туризме на Байкале, а также признался в своём особенном отношении к буддизму.




О детстве и семье

— Александр Яковлевич, вы родились и выросли в Забайкалье, рядом с Цугольским дацаном...

— Не просто рядом, я родился в посёлке Цугольский дацан, наша землянка стояла менее чем в ста метрах от самого храма. Правда, в паспорте место рождения у меня посёлок Оловянная, но это формально.

— То есть вы хорошо помните те места, сам Цугольский дацан?

— Конечно. Ведь я каждый год приезжаю туда. Наш домик-землянка до сих пор стоит. Его восстановили, отреставрировали. Поставили печку, перестелили крышу, покрасили. Этот крошечный домик в центре села теперь одна из местных достопримечательностей.

Бурятка спасла от голодной смерти

Александр Михайлов рассказал, что его детство было сложным — семья жила в ветхой землянке, сестра умерла от недоедания. Самого артиста от голодной смерти спасла соседка. Бурятка по имени Надя жила недалеко от Михайловых и, пожалев маленького, очень худого ребёнка, на протяжении полугода приносила ему молоко. «Благодаря этому я остался жив», — сказал Александр Михайлов.


— Расскажите, пожалуйста, о своих родителях. Я знаю, что мама воспитывала вас одна. Это правда?

— Мои родители коренные забайкальцы. Мама, старообрядка из Красночикойского района, действительно вырастила меня одна. Ещё у меня была старшая сестра Альбина, но она умерла во время войны. Отец у нас тоже был, конечно. Но родители разошлись, когда мне было четыре года. Я был совсем маленьким и плохо его помнил. Мы жили вдвоём с мамой. А потом закрутилось: переехали во Владивосток, там я окончил театральный институт. Затем пригласили в театр в Саратове, и мы снова переехали. В Саратове мы прожили десять лет. Там в паре с Олегом Янковским я играл пять главных ролей. Потом Олега пригласили в Москву, а через год получил приглашение и я. Так началась моя московская жизнь. Но я никогда не забывал и не забываю о своих корнях.


Александр Михайлов с матерью

— То есть после развода родителей вы больше никогда не видели отца?

— Нет, видел. И мы с ним даже подружились. Когда я стал взрослым, поехал к нему в посёлок. Мы провели вместе два вечера. Говорили по душам. Конечно же, я спросил, почему они с матерью разошлись. Но он заплакал и ничего не сказал.

— Вы носите фамилию матери. Почему так вышло?

— Да, это правда. Михайлов я действительно по матери. Это длинная история. Если кратко, то мама настояла на этом. Фамилия моего отца Баранов, и мама не хотела, чтобы её дети носили эту фамилию. Поэтому я стал Михайловым.

Мечтал стать моряком

Интересно, но кино и театральная сцена — это совсем не то, чем грезил юный Александр Михайлов. Его мечтой было море. После окончания седьмого класса он уговорил мать переехать во Владивосток, чтобы поступить в мореходное училище, но не прошёл отбор по возрасту. Однако семья осталась во Владивостоке, где Михайлов поступил в ремесленное училище, а затем всё же осуществил свою мечту. Артист получил неоценимый опыт работы на разных судах в Охотском и Японском морях, а также в Тихом океане.

О Бурятии и буддизме

— Вы сказали, что каждый год бываете на родине в Забайкальском крае. А были ли вы в Бурятии?

— Да. И в районах Бурятии был, и в Улан-Удэ приезжал примерно пять раз. На Байкале бывал неоднократно — в последний раз в позапрошлом году. В этом году тоже планирую поездку на Байкал. А ещё я посвящен в историю Хамбо ламы Итигэлова. В один из приездов в Иволгинский дацан ламы узнали о том, что я из Цугола, и дали мне возможность прикоснуться к нетленному телу Даша-Доржо Итигэлова, ведь он был посвящён в ламы через Цугольский дацан. Так что с буддизмом у меня особые, очень трепетные отношения.

— Как человек, неоднократно бывавший в Бурятии, ответьте откровенно, есть ли перспективы у туризма на Байкале. Именно с нашей, «бурятской» стороны озера.

— Я думаю, что это полумиф и полуреальность. На Байкале начали активно строить роскошные коттеджи, дорогие набережные, какие-то причалы для яхт. Это не совсем туристическая инфраструктура, на мой взгляд. Меня куда больше беспокоит ситуация с сохранностью Байкала. Вот завод по производству бутилированной воды собрались строить. Кедр вырубают... Просто душа болит. Ведь Байкал — это не просто озеро, это живой организм. И его нужно беречь.

— Говоря о связи с Бурятией и бурятами, не могу не спросить о национальной кухне. Любите?


— Конечно люблю! И мои близкие тоже. В Москве мы с семьёй достаточно часто бываем в бурятском ресторане на Малой Дмитровке. Люблю бузы, особенно на тонком тесте. Черёмуховые пирожные каждый раз заказываем.


Александр Михайлов с женой Оксаной и младшей дочерью Мирославой

О деятельности

— Александр Яковлевич, вы очень давно покинули Малый театр. Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас.

— У меня есть своя музыкально-поэтическая программа, которая называется «Экология души». С этой программой я много гастролирую по России, исполняю разноплановые песни, романсы. Также во ВГИКе преподаю уже десять лет. Играю в двух антрепризах: с Инной Чуриковой и Еленой Прокловой. Играю разово в спектакле по пьесе Чехова «Самая большая маленькая драма».

А ещё я президент сразу трёх фестивалей: фестиваля российского кино в Испании SOL, Забайкальского международного кинофестиваля, который ежегодно проводится в Чите, и всероссийского фестиваля народного творчества и спорта «Земляки» имени Михаила Евдокимова. Он также проводится ежегодно на родине Михаила Евдокимова в Алтайском крае, в посёлке Верх-Обский. На этот фестиваль приезжает вся Сибирь — люди едут из Томска, Омска, Барнаула, Новосибирска. В прошлом году на стадионе собрались 27 тысяч человек.

— А в кино не снимаетесь?

— Как раз недавно снялся в четырёхсерийной картине. Работа была непростая, но, увы, не знаю, выйдет ли этот фильм на экраны. Ведь уже четыре мои картины просто лежат на полке. Например, фильм «Победа», где я снялся в главной роли вместе с Андреем Мироновым, лежит уже 21 год... О причинах я говорить не могу, но скажу одно — я к этому отношения точно не имею.

О культуре и театре


— Александр Яковлевич, вы рассказали, что много гастролируете, постоянно ездите по стране. Бываете и в крупных городах, и в сёлах, деревнях в глубинках. Что вы можете сказать о современной культуре в России, о культурном уровне народа?

— Что я могу сказать? Происходит беда. Огромная беда. Театры закрываются, дома и дворцы культуры превратились в рынки и торговые центры. А ведь когда-то они строились совсем не случайно. Россия всегда этим отличалась от других стран: у нас бабушки и дедушки вместе с детьми и внуками занимались творчеством, художественной самодеятельностью. Были танцевальные и балетные кружки, занятия живописью, скульптурой. Всё это передавалось из поколения в поколение, и это было доступно всем. А что сейчас?

Фильмы тоже снимают очень жестокие — почти в каждом кровь и горы трупов. Убить человека стало всё равно, что высморкаться. Современных хороших фильмов, которые могли бы тронуть душу, очень мало. В ходу или бандитские сериалы, или мыльные оперы с непонятным сюжетом. Современные спектакли тоже стали другими. Постановок, которые бы трогали человека за живое, поднимали философские вопросы, почти нет.
Это больно говорить, но идёт самая настоящая дебилизация нового поколения. И особенно ярко это видно в глубинках: люди пьют, употребляют наркотики. Повсюду преступность. Это серьёзный и жуткий вопрос. Ведь какая культура, такой и народ. Не будет культуры, не будет и народа — в этом я глубоко убеждён. Поэтому культуру нужно срочно возвращать.

— А как это сделать — вернуть культуру?

— Для этого нужно строить не только спортивные сооружения, но и дома и дворцы культуры. Тогда всё обязательно вернётся. Это должен быть курс, политика государства.

Я очень много гастролирую по России. Посетил практически все крупные города Сибири, исколесил всё Забайкалье. Моя цель — дать молодёжи хоть что-нибудь, просветить, чему-то научить. Мои друзья актёры в рамках кинофестиваля приезжают в самые глухие, депрессивные уголки Забайкальского края. Могу с уверенностью сказать, что, пока в Забайкалье проходит наш кинофестиваль — это пять-шесть дней, прекращается насилие, становится меньше бытовых преступлений, воровства. У людей уходит злоба. Люди откликаются: залы набиваются битком. Но всё это, конечно, разовые меры. Такая работа должна быть постоянной.

— Чтобы постоянно делать для возрождения культуры что-то глобальное, наверное, нужно стать депутатом.

— В своё время я хотел, пытался — мне перекрыли кислород. Но я и без депутатского кресла делаю своё дело. И буду делать, пока есть силы и возможности.




О детях и славе

— Наверное, в нынешнее время вам сложно быть патриотом своей страны и своей культуры?

— Очень сложно. Но надо. Ведь, как сказал писатель и философ Иван Ильин, никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рождён, чтобы сделать его лучше.

— Александр Яковлевич, вы отец четырёх детей. Несомненно, стараетесь передать им те ценности и принципы, которыми живёте сами. Получается ли это у вас?

— Я стараюсь. Стараюсь, чтобы они не озлобились, чтобы несли по жизни свет и добро. И учу, что нельзя жить спустя рукава. Можешь — делай. А не можешь — уходи.

— Этой осенью вам исполняется 75 лет. Где вы планируете отметить свой юбилей?

— Если честно, то даже не знаю. Возможно, кто-нибудь организует творческий вечер. Сам я ничего не планировал и не думал об этом. Да и не люблю я весь этот шум. Устал.

— Устали от популярности и славы? Ведь вы культовый артист, вас знают целые поколения...


— Нет, я так не считаю. Я совершенно обычный артист. Я не воспаряюсь над другими, не взлетаю. Гордыни у меня нет. Мне нравится жизнь, какой бы она ни была.


Автор: Аревик Сафарян

Кино Бурятии

193

Андрей Мерзликин мечтал сыграть Александра Вампилова со времён ВГИКа

Уроженец Бурятии Виктор Алфёров снял первый художественный фильм о знаменитом драматурге. Накануне пресс-показа он рассказал о своем творческом пути и об истории создания картины «Облепиховое лето»